top of page
Вадим Захаров. ДВА МОНУМЕНТА
(об акции «Мураново – Сафарино»)

Прошло несколько месяцев после акции Коллективных действий "Мураново-Сафарино", на которой я присутствовал. Я сохранил достаточно четкие воспоминания, но нет ясной картины понимания, как тогда, так и теперь. Помню, как доехали до Мураново, помню, как пошли за Колей Панитковым (на котором были два черных валенка) по расчищенной дорожке и остановились у небольшого, занесенного снегом холма. Дальше авторы пошли одни, оставив зрителей стоять на дороге, как бы нарочно нарушая традицию физического вживания в акцию. Тем самым зрителям сразу отводилась роль пассивных наблюдателей. Но перед тем, как авторы покинули группу, Коля повернулся к зрителям и стоял минуты две, так что на черном валенке можно было прочесть прикрепленный золотыми заклепками текст (вот тут у меня возникает провал, совершенно не помню, о чем был текст, кажется, о лесоповале). Итак, на небольшой холм начали подниматься Коля Панитков, Андрей Монастырский и Сергей Ромашко, медленно превращаясь в три черные точки, увязающие в рыхлой бумаге. Не дойдя до вершины холма, они остановились. Три точки слились в одну и затем, медленно распадаясь, двинулись в обратном направлении, оставив на белом четвертую крошечную точку - торчащий из снега валенок. В это время рядом с установленным "монументом" скатились вниз с холма на лыжах две оранжево-красные точки (женского пола). Авторы вернулись, и было объявлено, что завершена первая часть акции и что вторая будет в другом месте.

Мы опять сели в машины и поехали. Минут через десять мы остановились на перекрестке двух занесенных снегом деревенских дорожек. Вышли из машин и пошли по направлению к красной церкви, возвышающейся на пригорке. Подойдя к церкви, можно было прочесть, что это Смоленская церковь села Софрино, построенная в честь Николая Чудотворца в 1694 году. Рядом на заборе красовался напечатанный крупными синими буквами плакат "За самовольное захоронение штраф - 300 рублей. За справками обращаться к смотрителю на территории кладбища п. Ашукино".

По дорожке мы прошли еще метров 100 от церкви и остановились. Коля Панитков опять надел черный валенок с текстом (снял ткань с валенка- КД), подробно описывающим устройство БРЕВНОТАСКИ. Опять, как в первый раз, авторы, оставив зрителей стоять, сами двинулись в заснеженное поле. Пройдя небольшое расстояние - метров пятьдесят - они сняли с Коли валенок и оставили его в поле торчащим пеньком. По возвращении Андрей раздал зрителям карточки. На одной стороне (на переднем плане) можно было видеть танцующего со своей дочкой молодого Брежнева (на пиджаке только две звезды). Две фигуры - одна в белом, другая (Брежнев) в черном, прижатые плотно друг к другу. По этой черно-белой границе можно видеть, как пуговицы, три золотые эмблемы с крылышками (кажется, метростроевские). На заднем плане сидит, также в белом, вторая женщина (возможно, жена Брежнева), подпирающая голову правой рукой. Изображение размыто. На обороте карточки только текст: "КД. Мураново-Сафарино, 2004".

Краткий комментарий к этой акции, если опираться на выданную как ключ к пониманию карточку, - следующий. Черно-серые валенки, видимо, прямой аналог черно-серой танцующей пары - отца и дочки (Коля ходил в двух разных валенках). Леонид Брежнев - это два черных валенка, оставленных на просторах русской зимы. Основной вывод - это некий монумент брежневскому времени, разнесенному на два пространства. Первое - на холме, на возвышении - ностальгическая дань былой славе брежневской эпохи в форме соединения двух несовместимых вещей - советского мифа с русской литературной традицией (Мураново). По крайней мере временно они находились друг напротив друга - "монумент-валенок" и музей Тютчева - в тихом зимнем единении. Второе задействованное пространство акции - можно сказать, почти на православном кладбище, возле русской ортодоксальной церкви: здесь явная попытка канонизации доброго бога советской системы в русской православной традиции (кстати, было бы хорошо, чтобы КД заплатили 300 рублей за самовольное захоронение). И проще говоря, два валенка - это все то, что осталось от колосса советской системы.

 

P.S. Несущественный вывод - лучше танцевать в белых (женских) валенках и жить вечно, чем в черных мужских, годных лишь на то, чтобы быть монументом тупой патриархальности.

 

18 февраля 2005 г.

bottom of page