Коллективные действия
Н. Проскурякова. Рассказ об акции КД «Полеты на луну»
«Вы не хотите поучаствовать в акции КД»? Ну конечно! Без вопросов! Ведь это же КД! Для меня «Коллективные действия» вот уже года два (раньше я попросту не знала об их существовании) – легенда. Это то, о чем я много слышала, читала. Собирала сведения по крупицам – из рассказов, статей… А книга «Поездки за город»? Толстый томик, купленный просто так, по наитию, стал настольной книгой – проводником в мир баек и впечатлений. Ну конечно хочу! А что там будет?
11 апреля в 13.00 у станции метро «Измайловская». Все просто. Без объяснений.
Для меня акция началась, как только вышла из дому – я тут же забыла станцию метро – то ли «Измайловский парк», то ли «Измайловская»? Не страшно, найду, главное – вовремя быть на месте! И еще – дождь! Моросит, под ногами растут лужи. А настроение отличное! Я же еду НА АКЦИЮ КД! Волнение, предвкушение чего-то. В метро напряжение возросло. А вдруг… И тут в мой вагон зашел Андрей Филиппов, развернул газету и уютно устроился на соседней скамейке. Но почему-то Андрюшино присутствие не внесло ясности в мою голову, и я выскочила из вагона на одну станцию раньше. А вдруг… Очень стыдное ощущение зыбкости и незнания! Да ладно. И вот я уже на «Измайловской», выхожу.
Возле метро небольшая группа людей – человек, эдак, 10 – 15. Я неловко поздоровалась со знакомыми мне людьми. Тут Никита Алексеев, Николай Панитков, Игорь Макаревич, Елена Елагина и, конечно, Андрей Монастырский. «Здравствуйте». Еще была пара знакомых лиц – Оксана Саркисян, Ромилли – журналист из Moscow Times. И Андрей Филиппов был уже на месте. Но, какое облегчение, у метро были мои подруги. Теперь от меня ничего не зависит! Мое внимание привлек замечательный человек – он был в длинном широком плаще цвета хаки, на голове плотно сидела такая же хаки-панама, а на ногах – резиновые сапоги. Уже позже я узнала, что это был никто иной, как сам Сергей Ромашко.
Мне было важно наблюдать за поведением участников акции (ведь я убеждена, акция уже началась). Все ждали. Именно ждали, не предвкушали. Ждали кого-то (вот из метро вышла Юля Овчинникова), ждали действия (ноги начали примерзать). Короче, ждали…
Забегая вперед, хотелось бы отметить – вся акция, от начала и до конца, была пронизана ожиданием. Ожидание – эта некая категория, признак присущий именно этому виду искусства, акции. Уже по степени ожидания (пассивное или в движении, нарастающее или, наоборот, сходящее на нет) можно провести оценку акции или перформанса. Итак, Ожидание – один из критериев оценки «пространственно-временного» вида искусства.
Я отвлеклась. Последний и, по всей видимости, самый долгожданный участник акции был на месте. Пошли. Как только мы попали в парк, стала ясна актуальность причудливого одеяния многих – теплые куртки, плащи-палатки, высоко подвернутые штаны и резиновые сапоги. Дорожки парка покрывала адская смесь грязи, снега и льда.
Мы представляли собой очень спокойную и мерную процессию: во главе шел Андрей Монастырский, а остальные безропотно ступали по его следам. Шли парами или небольшими группками, говорили обо всем на свете и легко преодолевали природные барьеры в виде луж и грязевых болотцев.
В контексте анализа данной акции можно выделить еще один критерий (или аспект) – по аналогии с классической литературой я бы назвала его «мотивом Дороги», который, в свою очередь, тесно связан с мотивом Ожидания. «Дорога» может быть оценена/рассмотрена с разных точек зрения: 1) Продолжительность пути (в данном случае не более 15-20 минут); 2) Скорость передвижения (шли прогулочным бодрым шагом, темп задавал Андрей М. и погода); 3) Цель «дороги»: «А куда и зачем мы идем»? – так или иначе, задавался таким вопросом каждый. Вот как раз на этом вопросе происходит слияние двух основных критериев оценки – Ожидания и Дороги (в процессе ходьбы, с течением времени Ожидание обостряется) – и появляется третий – Недосказанность (или НескАзанность). Это еще один «лейтмотив» акции.
Тем временем мы вышли к Измайловскому полю. Андрей М. проверял почву и, наконец, решительно направил процессию к центру поля. Поле местами было покрыто снегом, но в основном представляло собой мелкую топь с фантастически изумрудной зеленью прошлогодней травы. По чести сказать, красота неземная!
На небольшой снежной поляне Андрей М. с помощниками разложили девять больших листов бумаги, срез к срезу. На центральный лист, абсолютно черный, был водружен глобус Луны. И все.
Зрители-участники акции обступили бумажный ковер. Восемь листов являли собой восемь сильно увеличенных журнальных страниц с текстом на английском языке и нумерацией. Забавное зрелище: люди стоят вокруг огромных листов бумаги, словно вокруг фуршетного стола, и силятся понять, в чем же соль!
И тут, чего я уж совсем не ожидала, Андрей М. дал пояснение. То есть эффект Недосказанности (НескАзанности) пропал. Буквально в нескольких предложениях Андрей М. объяснил, что перед нами инсталляция, представляющая собой сильно увеличенные страницы из итальянского «Флэш Арта» за 1977 год. В ряду заметок об именитых и не очень художниках имеется заметка об акции КД «Либлих», которая проходила на этом же самом месте (на Измайловском поле) в 1976 году. Он рассказал, что тогда, в середине 70-х годов, концептуальное искусство было на пике своей активности, а сейчас, по прошествии многих лет, на Западе его (концептуализм) принято называть «Лунопарк».
Стало понятно, почему в центре инсталляции (а это была именно инсталляция) стоит глобус Луны. Почему-то было грустно смотреть на присыпанные снегом (чтобы не сдувал ветер) огромные журнальные страницы, на своеобразный привет из боевого (но не моего) прошлого. Ну как же так? Они же здесь, матерые концептуалисты! Какой лунопарк? Измайловский парк!
Думать об этом тогда было сложно, колели руки и ноги. Кто-то курил, кто-то смеялся, а кто-то просто смотрел на инсталляцию и ежился. Андрей М. сделал знак, и все двинулись в обратный путь. Дорога назад всегда кажется легче и короче. И вот, не успели оглянуться, а мы уже опять у входа в метро.
Весь путь, проделанный нами за время акции, можно образно сравнить с подъемом на гору и спуском с нее. Гора небольшая, но все-таки гора. По пологой, гладкой почве мы поднялись на гору и мягко, не быстро, скатились, взволнованные или, может быть, разочарованные увиденным на ее вершине.
И все же, даже после финального «до свидания» у метро, ожидание меня не покинуло. На сей раз я ждала своих ощущений, ассоциаций и, в конце концов, тепла. Казалось бы развеянная Недосказанность появилась снова: а что же стало с глобусом и намокшими листами, которые остались на снежной поляне? А с Дорогой все совсем просто: закончилась акция, но не творческий путь. Я, кстати, жду продолжения.
P.S. «Все наши вещи делаются на природе и могут быть адекватно пережиты эстетически только в случае непосредственного в них участия». В этом небольшом кусочке из манифеста КД, на мой взгляд, прекрасно передана вся суть понимания их акций. Изнутри, и только так! По-другому не поймешь! Теперь я это точно знаю!