top of page

АРНИМ Ахим, фон [Ioachim (сокращ. Achim) von Arnim, 1781-1831] - немецкий поэт, друг Кл. Брентано (см.), Герреса и братьев Гримм, с которыми он образует второе поколение немецких романтиков, проникнутое националистически-реакционными тенденциями. Расцвет этой романтики относится ко времени совместного пребывания друзей в Гейдельберге [1804-1808]. Здесь А. и Брентано издают в 1805, под заглавием "Des Knaben Wunderhorn", немецкие народные песни, собранные ими во время путешествия по Рейну в 1802. Ставя себе единой целью реабилитацию презираемой до тех пор народной песни, издатели свободно обращаются с собранными ими материалами, среди к-рых наряду с собственно народной песней оказались песни Герхардта, С. Даха, Опица (см.) и др. поэтов XVI-XVII вв., ставшие народными. Эта художественная обработка достигла своей цели: "Des Knaben Wunderhorn" определяет все дальнейшее развитие немецкой лирики до конца XIX в.; певучие вольные ритмы немецкой народной песни преобладают над размерами классической метрики не только в немецкой поэзии, но - через творчество гениального ученика романтики Гейне (см.) - оказывают влияние и на метрику нового русского стиха (Блок). Другим памятником национально-исторического направления гейдельбергского кружка является "Zeitung für Einsiedler", издававшаяся А. в 1808. С распадением гейдельбергского кружка А. в 1808 возвращается в Берлин; в 1811 он женится на сестре Брентано (см. "Беттина"), вторую половину жизни проводит частью в Берлине, частью в своем поместьи Виперсдорф.
Представитель старого дворянства, носитель консервативных и националистических идей, убежденный протестант - А. являет своей жизнью и личностью резкий контраст с общими тенденциями романтизма. Отречение от романтических грез юности характеризует идеологию помещика, желающего сохранить "патриархальные" отношения с "1 200 душ, населяющими мои семь деревень".
Лит-ая деятельность А. многообразна; ему принадлежат романы: "Hollins Liebeleben" [1802], "Ariels Offenbarungen" [1804], "Armut, Reichtun, Schuld und Busse der Gräfin Dolores" [1810]; мистерия "Halle und Jerusalem" [1811]; ряд исторических драм ("Der Auerhahn", "Die Befreiung von Wesel", "Die Appelmänner", "Der Stralauer Fischzug", "Die Gleichen" и др.) и переделок старинных немецких и английских фарсов; бытовые, исторические и сатирические новеллы: "Der tolle Invalide" [1818], "Owen Tudor" [1821], "Frau von Saverne", "Fürst Ganzgott und Sänger Halbgott" и др. Высшим проявлением его художественного творчества являются: исторический роман "Die Kronwächter" [1817], фантастическая новелла "Isabella von Aegypten" [1811] и "Die Majoratsherren" [1820]. В развитии идей романтики для А. характерен разрыв с мистической эротикой старшего поколения "Gräfin Dolores" как протест против "Люцинды" Шлегеля (см.) и с магическим идеализмом Новалиса (см.) (осмеянным в образе путешественника во II ч. "Halle und Jerusalem"). В области формы этому соответствует отрицательное отношение к приему синкретизма ощущений (напр. к передаче слуховых ощущений зрительными образами и обратно), типичному для старших романтиков. Напротив, А. в своей лирике тяготеет к постоянному эпитету народной песни; в эпических же произведениях, наряду с развертываемым им богатством красочных образов, он охотно прибегает к игре света и теней, столь характерной для позднего романтизма. Певучая музыкальность яз. старших романтиков сменяется у А. жестким, подчеркнуто прозаическим периодом; только в ранних произведениях он применяет ритмическую прозу (ямбы в "Halle und Jerusalem"). Эта твердая прозаичность сказа дает особую убедительность тем образам, к-рые создает фантазия А. В противовес жизненно правдивые фигуры степенных бюргеров, городских приказных: превосходен в "Kronwächter" образ гениального забулдыги-ваганта Фауста. Наряду с экзотикой цыганских поверий ("Isabella von Aegypten") А. открывает немецкой романтике неизжитую еще до настоящего времени (ср. "Гойлем" Мейринка) экзотику еврейского гетто; он первый вводит в лит-ру мотив гойлема, каббалистические легенды об Ангеле смерти и др. ("Die Majoratsherren"). Необычайно богатая фантастика А., где встречаются мотивы средневековых народных еврейских поверий, сочетается с изображением действительности ("Halle und Jerusalem"), напр. Вечный жид проходит по улицам современного А. городка с его сутолокой, спорами студентов о защите диссертации и пр.); А. не видит в фантастике другого плана действительности, как это делает Гофман (см.), но мотивирует ее как символику истинного смысла жизни ("Die Majoratsherren"). Творчество этого своеобразного романтика еще ждет углубленной оценки.
Библиография: I. Полное собр. сочин. в 19 тт. вышло Berlin, 1839-1846; В 22 тт., Berlin, 1853-1856. Отдельные произведения издавались Minor’ом, Geiger’ом и Pfaff’ом. Избранные сочин. издавались много раз.
 

БЕТТИНА - уменьшительное имя Елизаветы ф. Арним, ур. Брентано [1785-1859], сестры Кл. Брентано (см.), жены Ахима ф. Арним (см.). Б. в своих произведениях (с к-рыми она выступает лишь в 30-х гг.) выражает более позднее направление романтики, типичное для берлинского кружка Рахели Варнхаген. С этим направлением ее роднят политические либеральные тенденции, углубленный самоанализ, реалистический рисунок переживаний, более простых и житейски понятных, чем у старших романтиков, и в особенности восторженный культ Гёте. Романтическим в творчестве Б. является страсть к приключениям, культ природы, повышенная чувствительность и резкая смена настроений, переходы от лирических моментов к эпиграмматически острой шутке. Автобиографический характер ее романов, своеобразное смешение в них вымысла и действительности, вызвали обвинение критики чуть ли не в подделке Б. биографических документов. Между тем эти романы в письмах с их сплетением лирических излияний, описаний, повествовательных фрагментов, с блестящим живым стилем, то повышающимся до ритмической прозы, то принимающим характер разговорной речи, диалектически окрашенной, - принадлежат к числу лучших произведений поздней романтики. С поразительной убедительностью Б. создает образы причудливой, то безумно шаловливой, то трогательно нежной девочки Беттины, снисходительного, олимпийски величавого Гёте, его жизнерадостной старушки-матери ("Goethes Briefwechsel mit einem Kinde", 1835), несчастной самоубийцы Каролины Гюндероде ("Die Günderode", 1840) и юноши-романтика Брентано ("Cl. Brentano’s Frühlingskranz", 1844). В других произведениях Б. одерживает верх пропаганда либеральных и революционных идей: "Dies Buch gehört dem Könige" [1843], "Flius Pamphilius und die Ambrosia" [1848], "Gespräche mit Dämonen" [1852]. Следует отметить, что, несмотря на свой преклонный возраст, Б. принимала участие в революционном движении 1848.

Библиография: I. Сочин. Б., вышедшие в 1858, переиздавались по частям Fraenkel’ем (Goethes Briefwechsel mit einem Kinde, 1906), Amelung’ом (Brentano’s Frühlingskranz, 1909) и др.

II. St(ahr) A., B. und ihr Königsbuch, 1844; Löper, Goethes Briefe an B. Brentano, 1875; Saner, Frauenbilder aus der Blütezeit unserer Literatur, 1885; Alberti C., B. v. Arnim, 1885; Carrière M., B. v. Arnim, 1886; Geiger B. v. Arnim u. Friedrich Wilhelm IV, 1902; Geiger L., Karoline v. Günderode, 1895; Oelke, B. v. Arnim’s Briefromane, 1905; Fritoch’strobl, Geschichten d. B. v. Arnim, 1908; Steig, Achim v. Arnim und B. Brentano, 1913.

ВАКЕНРОДЕР, ВИЛЬГЕЛЬМ ГЕНРИХ

(Wackenroder) — немецкий писатель; род. в 1773 г. в Берлине, умер в 1798 г. Он написал книгу: "Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders" (1797), в которой некоторое участие принимал также известный Людвиг Тик. В изданиях последнего: "Franz Sternbalds Wanderungen" (1798) и "Phantasien über die Kunst" (1798) помещены также некоторые произведения В.

ЭЙХЕНДОРФ, ЙОЗЕФ БЕНЕДИКТ ФОН (Eichendorff, Joseph Benedikt von) (1788-1857), немецкий писатель. Родился 10 марта 1788 в замке Лубовиц (Верхняя Силезия) в знатной семье. В детстве получил домашнее образование; в 1801 поступил в католическую гимназию в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), а в 1805 начал изучать правоведение в университете Галле. С вторжением наполеоновской армии университет в 1806 был закрыт; два года Эйхендорф провел в Гейдельберге, где сблизился с К.Брентано и другими ведущими представителями романтизма. Проучившись следующие два года в Берлине и Йене, Эйхендорф в 1813 вступил в прославленный добровольческий летучий отряд «стрелков Лютцова», где и служил до конца войны с Наполеоном в 1815. После женитьбы в 1816 служил чиновником в Берлине, Бреслау, Данциге и Кёнигсберге. В 1844 вышел на пенсию и до самой смерти жил в Нейсе (Силезия).

Несмотря на занятость на службе, Эйхендорф оставил весьма обширное творческое наследие — и в поэзии, и в прозе. Он автор пространного романтического романа Предчувствие и реальность (Ahnung und Gegenwart, 1815), пяти пьес, восьми новелл (Novellen), нескольких переводов из Кальдерона и других испанских авторов, двух литературно-критических работ, трех небольших поэтических произведений эпического жанра и тома лирической поэзии (1837). Из прозаических произведений Эйхендорфа особого упоминания заслуживает жизнерадостная повесть Из жизни одного бездельника (Aus dem Leben eines Taugenichts, 1826).

Как поэт-лирик Эйхендорф безусловно стоит в одном ряду с крупнейшими из романтиков. Его стихи отмечены свежестью и оптимизмом, что обеспечивает ему совершенно особое место среди поэтов-современников. Как никто другой Эйхендорф умел верно найденными словами воссоздать нужную атмосферу. Среди его многочисленных сонетов есть превосходные образцы этого жанра в немецкой литературе; другие его лирические стихи близки по стилистике народной песне. Стихи Эйхендорфа настолько музыкальны, что более 1700 из них положены на музыку; наиболее известны песни Р.Шумана на тексты поэта.

Умер Эйхендорф в Нейсе 26 ноября 1857.

Литература:

Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1919;

Эйхендорф Й. Стихотворения. Л., 1969;

ШЛЕЙЕРМАХЕР, ФРИДРИХ ДАНИЕЛЬ ЭРНСТ (Schleiermacher, Friedrich Daniel Ernst) (1768–1834), немецкий теолог и философ, родился 21 ноября 1768 в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье реформатского капеллана. Учился в гимназии гернгутерской братской общины, в семинарии гернгутеров, а в 1787–1789 – в университете Галле, в 1794 стал пастором. Был домашним учителем, проповедником во многих церквах, а с 1804 – экстраординарным профессором и университетским проповедником в Галле. В 1809 Шлейермахер стал проповедником в берлинской церкви св. Троицы и профессором теологии в только что основанном Берлинском университете. Оба поста он занимал до конца жизни. Шлейермахер оказал сильное влияние на теологическую мысль несколькими своими трудами. Среди них – Речи о религии к образованным людям, ее презирающим (Ueber die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern, 1799); Монологи (Monologen, 1800); Принципы критики существующих этических систем (Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre, 1803); Христианская вера по принципам евангелической церкви в систематическом изложении (Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche im Zusammenhang dargestellt, 1821–1822; сам автор кратко называет данную работу Glaubenslehre, т.е. Вероучение или Догматика). В Берлине, этой цитадели немецкого рационализма, он сдружился с Людвигом Тиком, Фридрихом Шлегелем, Новалисом. В противовес рационалистам и вслед за романтиками он настаивал на необходимости нравственного совершенствования, рассматривая его как долг индивида по отношению к себе и к обществу и, одновременно, как процесс слияния индивида с Божеством. Талантливый оратор, Шлейермахер был, по-видимому, первым представителем романтизма в теологии, обратившимся к широкой аудитории
 

ТИК, ИОГАНН ЛЮДВИГ (Tieck, Johann Ludwig) (1773–1853), немецкий поэт, прозаик и критик. Родился 31 мая 1773 в Берлине в семье канатного мастера. Учился в университетах Галле, Гёттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы – прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Николаи (1733–1811), по заказу которого Тик продолжил прозаический цикл И.К.Музеуса (1735–1787) Страусовые перья (Straussfedern, 1787), дополнив его новеллами (1795–1798) преимущественно сатирического, назидательно-рационалистического толка, резко отличающими от его более ранних экзотических, в высшей степени оригинальных работ, каков, в частности, Альманзур (Almansur, 1790). Смешение рационализма и романтизма характерно для всего творчества Тика.

Главные произведения Тика – грустный роман в письмах История Уильяма Ловелла (Die Geschichte des Herrn William Lovell, 1795–1796) и Народные сказки Петера Лебрехта (Volksmärchen, herausgegeben von Peter Lebrecht, 1797), включающие как пересказ преданий и легенд из народных книг 15–16 вв., так и собственные сказания, необычайно оригинальные, полные волшебства и тайны, как, например, Белокурый Экберт (Der blonde Eckbert). Народные сказки привлекли внимание братьев Шлегель, особенно Августа Вильгельма, которые провозгласили Тика «романтическим» поэтом. В 1799 Тик начал работу над Романтическими сочинениями (Romantische Werke, 1799–1800); в состав двухтомника вошла, в частности, типично романтическая драма Жизнь и смерть святой Геновевы (Leben und Tod der heiligen Genoveva). В 1804 вышла в свет огромная и тяжеловесная пьеса Император Октавиан (Kaiser Octavianus), которую Тик считал лучшим образцом своей «романтической манеры».

В 1802 Тик вместе с семьей поселяется неподалеку от Франкфурта-на-Одере, в Цибингене, в имении графа К.Финкенштейна, где остается – с отлучками вроде поездки в Англию (1817) – вплоть до 1819. В это время он создает переработки средневековой немецкой поэзии (Песни любви швабской эпохи – Minnelieder aus dem schwabischen Zeitalter, 1803), готовит собрания пьес елизаветинской эпохи (Театр Старой Англии – Altenglisches Theater, 1811) и немецкой драматургии 16–17 вв. (Немецкий театр – Deutsches Theater, 1817).

В 1819 Тик переезжает с семьей в Дрезден, где в 1825–1830 заведует литературной частью придворного театра. В эти годы он отходит от романтизма и пишет целый ряд новелл, в которых обычно реалистический сюжет зачастую служит морализаторству на общественные и литературные темы. Последнее значительное произведение Тика – роман из эпохи итальянского Возрождения Виттория Аккоромбона (Vittoria Accorombona, 1840). Тогда же он написал множество не оставивших следа статей и, в продолжение незавершенного труда А.В.Шлегеля, отредактировал переводы пьес Шекспира, выполненные графом В.Баудиссином (1784–1878) и дочерью Тика Доротеей. В 1842 по приглашению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Тик переселился в Берлин, где под его руководством ставились античные и елизаветинские драмы. Его работы 1820–1840 оказали значительное влияние на английскую и американскую литературу.
 

ШЛЕГЕЛЬ, КАРЛ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (Schlegel, Karl Wilhelm Friedrich von) (1772–1829), немецкий критик, философ, филолог и поэт. Брат А.В.Шлегеля. Родился в Ганновере 10 марта 1772. Учился в Гёттингене и Лейпциге, опубликовал сборник эссе Греки и римляне (Die Griechen und R mer, 1797) и Историю поэзии греков и римлян (Geschichte der Poesie der Griechen und R mer, незаконч., 1798).

Характеристики и критические очерки (Charakteristiken und Kritiken, тт. 1–2, 1801) стали образцом новой романтической критики, которая видела первоочередную задачу критика не в том, чтобы судить по априорным критериям, но понять и интерпретировать как само произведение, так и творческую индивидуальность автора. В ведущем периодическом журнале романтиков «Атенеум» (тт. 1–3, 1798–1800), который, собственно, был его детищем, Шлегель кратко сформулировал новые взгляды на литературу, искусство, философию и религию.

Незаконченный экспериментальный роман Люцинда (Lucinde, 1799; рус. перевод 1935), иногда порицаемый как манифест романтической «аморальности», обладает прежде всего автобиографической ценностью, отражая нравственные воззрения Шлегеля и его чувства к Доротее (дочери философа М.Мендельсона, 1729–1786), на которой он женился в 1804.

В 1802 Шлегель читал лекции по философии в Париже, занимался ориенталистикой и издавал журналы «Европа» (1803–1805) и «Поэтический дневник» (1805–1806). В 1808, приняв католичество, он переехал в Вену, стал придворным секретарем, выступал с политической публицистикой.

Эпохальный труд Шлегеля О языке и мудрости индейцев (Von der Sprache und Weisheit der Inder, 1808) положил начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии; продолжателем этого дела стал его брат. В венский период Шлегель читал и публичные лекции, изданные затем отдельными книгами, – О новой истории ( ber die neuere Geschichte, 1811); История древней и новой литературы (Geschichte der alten und neuen Literatur, тт. 1–2, 1815), ставшая вехой в истории мировой литературы; Философия жизни (Philosophie des Lebens, 1828) и Философия истории (Philosophie der Geschichte, тт. 1–2, 1829). Растущий консерватизм Шлегеля ярко проявляются в издаваемых им влиятельных журналах; он даже переработал многие свои прежние работы, примиряя их с католицизмом. Последний цикл лекций, читанный в Дрездене и опубликованный в 1830 под названием Философия языка и слова (Philosophie der Sprache und des Wortes), оборвала смерть Шлегеля, последовавшая 11 января 1829.

Фридрих Шлегель был идеологом немецкого романтизма, основоположником современной «истории идей», или «истории духа» (Geisteswissenschaft), и современной исторической науки.

ШЛЕГЕЛЬ, АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ (Schlegel, August Wilhelm von) (1767–1845), немецкий критик, переводчик, ученый и поэт. Брат Фр.Шлегеля. Родился 8 сентября 1767 в Ганновере; умер в Бонне 12 мая 1845.

После учебы в Гёттингене и преподавательской деятельности в Амстердаме Шлегель в 1796 переехал в Йену и сотрудничал в журнале «Оры» Фр.Шиллера и в других периодических изданиях. Его университетские Лекции о философской теории искусства (Vorlesungen über philosophische Kunstlehre, 1798) были опубликованы в 1809–1811. В Йене Шлегель начал свой монументальный труд – перевод 17 пьес Шекспира (1797–1810), выполненный с поразительной точностью и блеском, подлинный триумф переводческого искусства. Наряду с тонкой интерпретацией пьес английского драматурга в венских лекциях Шлегеля этот труд заложил основы современного шекспироведения в Германии. Шлегель первым открыл немецким читателям и романские литературы, сделав великолепные переводы пяти пьес Кальдерона (Испанский театр – Spanisches Theater, тт. 1–2, 1803–1809), а также произведений Данте и других итальянских, испанских и португальских поэтов (1804).

Разрыв с Шиллером скоро привел к возникновению т.н. романтической школы и изданию ее главного органа – «Атенеума» (тт. 1–3, 1798–1800). Шлегели были авторами многих статей, став, таким образом, вдохновителями новой романтической критики. Теория романтизма, особенно в философии и искусстве изложена в Лекциях об изящной словесности и искусстве (Vorlesungen über schöne Literatur und Kunst, тт. 1–3, изд. 1884), прочитанных Шлегелем в Берлине в 1801–1804.

Оригинальное литературное творчество Шлегеля открывается сборником Стихотворения (Gedichte, 1800), находит свое продолжение в едкой сатире на А.Фр.Ф.Коцебу (1801) и трагедии Ион (Ion, 1803), в которой заметно сильное влияние Еврипида и Гёте, и завершается Поэтическими сочинениями (Poetische Werke, тт. 1–2, 1811).

В 1804 Шлегель стал литературным советником мадам де Сталь, книга которой О Германии (De l'Allemagne) многим ему обязана. В 1808 он прочитал в Вене цикл лекций О драматическом искусстве и литературе (Vorlesungen über dramatische Kunst und Literatur, тт. 1–3, 1809–1811), вскоре переведенный на большинство европейских языков и ставший в других странах главным источником сведений о немецком романтизме. В 1818–1845, будучи профессором Боннского университета, Шлегель начал исследования в области литератур Востока. Он основал журнал по проблемам индологии и выпустил серию учебных изданий классиков санскритской литературы.

Шлегель великолепно знал древнюю и современную литературы, обладал тонким художественным вкусом, а как критик и интерпретатор романтизма пользовался огромным авторитетом далеко за пределами Европы.

ШАМИССО, АДЕЛЬБЕРТ ФОН (Chamisso, Adelbert von) (1781–1838), немецкий писатель и ботаник. Родился 30 января 1781 во Франции в Шато-де-Бонкур (провинция Шампань). Настоящее имя – Луи Шарль Аделаид де Шамиссо (Louis Charles Adélaïde de Chamisso). Спасаясь от революции, его родители, французские аристократы, в 1790 бежали в Германию. В 1798–1807 Шамиссо служил в прусской армии. Превосходно владея немецким языком и сроднившись с немецкой культурой, в гражданском смысле чувствовал себя стесненно, о чем с болью высказался в стихотворении Замок Бонкур (Das Schloß Boncourt, 1827). В аллегорической форме Шамиссо развил эту тему в Удивительной истории Петера Шлемиля (Peter Schlemihls wundersame Geschichte, 1814) – маленьком шедевре о человеке, который променял свою тень на никогда не пустеющий кошелек и всю жизнь был несчастлив.

В творчестве Шамиссо, входившего в кружок т.н. берлинских романтиков, прослеживаются характерные черты этого литературного направления: тяга к экзотике и широкое использование форм народной песни. Музыка Р.Шумана к циклу его песенных стихов Любовь и жизнь женщины (Frauenliebe und -leben, 1830) сделала их еще более популярными.

В 1815–1818 в составе русской экспедиции Шамиссо совершил кругосветное путешествие на бриге «Рюрик» и по возвращении занял должность адъюнкта Королевского ботанического сада в Берлине. Опубликованный им отчет об этой экспедиции (Reise um die Welt – Путешествие вокруг света) стал образцом жанра путевых очерков. Умер Шамиссо в Берлине 21 августа 1838.
 

ЭЙХЕНДОРФ, ЙОЗЕФ БЕНЕДИКТ ФОН (Eichendorff, Joseph Benedikt von) (1788–1857), немецкий писатель. Родился 10 марта 1788 в замке Лубовиц (Верхняя Силезия) в знатной семье. В детстве получил домашнее образование; в 1801 поступил в католическую гимназию в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), а в 1805 начал изучать правоведение в университете Галле. С вторжением наполеоновской армии университет в 1806 был закрыт; два года Эйхендорф провел в Гейдельберге, где сблизился с К.Брентано и другими ведущими представителями романтизма. Проучившись следующие два года в Берлине и Йене, Эйхендорф в 1813 вступил в прославленный добровольческий летучий отряд «стрелков Лютцова», где и служил до конца войны с Наполеоном в 1815. После женитьбы в 1816 служил чиновником в Берлине, Бреслау, Данциге и Кёнигсберге. В 1844 вышел на пенсию и до самой смерти жил в Нейсе (Силезия).

Несмотря на занятость на службе, Эйхендорф оставил весьма обширное творческое наследие – и в поэзии, и в прозе. Он автор пространного романтического романа Предчувствие и реальность (Ahnung und Gegenwart, 1815), пяти пьес, восьми новелл (Novellen), нескольких переводов из Кальдерона и других испанских авторов, двух литературно-критических работ, трех небольших поэтических произведений эпического жанра и тома лирической поэзии (1837). Из прозаических произведений Эйхендорфа особого упоминания заслуживает жизнерадостная повесть Из жизни одного бездельника (Aus dem Leben eines Taugenichts, 1826).

Как поэт-лирик Эйхендорф безусловно стоит в одном ряду с крупнейшими из романтиков. Его стихи отмечены свежестью и оптимизмом, что обеспечивает ему совершенно особое место среди поэтов-современников. Как никто другой Эйхендорф умел верно найденными словами воссоздать нужную атмосферу. Среди его многочисленных сонетов есть превосходные образцы этого жанра в немецкой литературе; другие его лирические стихи близки по стилистике народной песне. Стихи Эйхендорфа настолько музыкальны, что более 1700 из них положены на музыку; наиболее известны песни Р.Шумана на тексты поэта.

Умер Эйхендорф в Нейсе 26 ноября 1857.

КЛЕЙСТ, ГЕНРИХ ФОН (Kleist, Heinrich von) (1777–1811), немецкий писатель. Полное имя – Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist). Родился 18 октября 1777 во Франкфурте-на-Одере. Пятнадцатилетним подростком поступил на военную службу, но в 1799 оставил ее и начал изучать математику и философию в местном университете. После трех семестров усиленных занятий Клейст пришел к выводу, что все знания относительны. Он стал скитальцем, одержимым мыслью о непостижимости человеческой судьбы, и поскольку разум не давал готового решения, он обратился к искусству. Первым произведением Клейста стала пьеса Семейство Шроффенштейн (Die Familie Schroffenstein). Писатель отверг эту драму, задуманную как сплав шекспировской полноты характеров и софокловской плотности действия, еще до ее напечатания (1803), с началом работы над Робертом Гискаром (Robert Guiscard). После полутора лет работы Клейст сжег рукопись и записался в наполеоновскую армию, готовившую вторжение на Британские острова. С подорванным здоровьем он в июне 1804 вернулся в Берлин. Годом позже в Кёнигсберге он сделал переработку мольеровской галантной комедии Амфитрион (Amphitryon, 1807) и написал реалистическую комедию Разбитый кувшин (Der zerbrochene Krug, 1808, опубл. 1811); в это же время Клейст попробовал себя в жанре новеллы. В Разбитом кувшине драматический талант Клейста раскрылся наиболее полно: здесь действием правит не случай, но логика характеров. Комедия стала как бы подготовкой к созданию трагедии Пентесилея (Penthesilea, 1808), в основу которой положен миф о царице амазонок. Затем была написана романтическая сказка Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем (K thchen von Heilbronn, oder Die Feuerprobe, 1810). Воссоздав по памяти первый акт Роберта Гискара, Клейст намеревался закончить эту драму, но вместо нее написал поэтическую драму Принц Фридрих Гомбургский (Prinz Friedrich von Homburg, 1810, опубл. 1821).

Клейст поселился в Берлине. Призывая Германию объединиться в борьбе против Наполеона, он написал политическую драму Битва Германа (Die Hermannschlacht, 1809, опубл. 1821), обращается к публицистике. Но прусский король был союзником Наполеона; поставить драму было невозможно, журналистская деятельность также находилась под угрозой срыва. Клейст был в отчаянии. Осенью 1810 он выпустил том новелл (Erz hlungen), который открывался его прозаическим шедевром Михаэль Кольхаас (Michael Kohlhaas). В июне следующего года вышел второй том новелл. Эти произведения отличаются драматической сжатостью и живостью действия, однако их герои – жертвы жестокой и неумолимой судьбы, слепого случая и обстоятельств. Утратив все надежды, Клейст покончил с собой близ Потсдама 21 ноября 1811.

БРЕНТАНО, ФРАНЦ (Brentano, Franz) (1838–1917), немецкий философ и психолог, провозвестник феноменологии и некоторых идей аналитической философии. Брентано утверждал, что «истинный метод философии не отличается от метода естественных наук». Его взгляд на научную философию оказал громадное влияние на позднейших немецких философов, таких, как Мейнонг и Гуссерль, а также на логический позитивизм. Переводы работ Брентано на английский язык вызвали интерес к его идеям в англоязычных странах.

Франц Клеменс Гонорат Брентано родился в Мариенберге 16 января 1838. Получил образование в немецких университетах, стал католическим священником в 1864. С 1866 работал на философском факультете Вюрцбургского университета, был вначале приват-доцентом, а затем профессором. В 1870 на I Ватиканском соборе был утвержден догмат о непогрешимости папы, и, после периода колебаний и сомнений, Брентано в 1873 оставил церковь и должность в католическом учебном заведении. В 1874 стал гражданином Австрии и профессором, а затем приват-доцентом Венского университета. Его учениками были З.Фрейд, К.Штумпф, Э.Гуссерль, Т.Масарик. Покинул Австрию в 1895, продолжив занятия философией во Флоренции несмотря на развившуюся слепоту. С началом Первой мировой войны переселился в Швейцарию. Умер Брентано в Цюрихе 17 марта 1917.

В своей главной работе Психология с эмпирической точки зрения (Psychologie vom empirischen Standpunkt, 1874), Брентано предложил понятие интенциональности феноменов сознания (или «интенционального существования» объектов сознания). Человеческие существа воспринимают в опыте феномены двух родов: физические, например звуки и цвета, и ментальные. Необходимой характеристикой ментальных феноменов является то, что они направлены на тот или иной объект. Невозможно мыслить, не мысля что-нибудь; видеть, не видя что-нибудь; любить, не любя что-нибудь. Эта направленность и имеется в виду, когда говорят об «интенциональности» феноменов сознания. Физический объект не обладает интенциональностью.Эта идея Брентано привела в 20 в. к исследованию таких интенциональных феноменов, как значение, познание, восприятие, референция и намерение. Брентано принадлежит также идея т.н. дескриптивной психологии, им написан ряд трудов по критике языка и логике.

Среди главных трудов Брентано – Исследование психологии ощущений (Untersuchungen zur Sinnespsychologie, 1907); О классификации психологических феноменов (Von der Klassifikation der psychischen Phänomene, 1911).
 

ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.

Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestücke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstücke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrüder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Fräulein von Scudéry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов.

Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха.

Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

ХАУФ, ГАУФ (HAUFF) ВИЛЬГЕЛЬМ (29.11.1802, Штутгарт, — 18.11.1827, там же), немецкий писатель-романтик. Изучал теологию в Тюбингенском университете (1820—24). Талант Х. ярко выразился в «Сказках для сыновей и дочерей образованных сословий» (3 альманаха, 1826—28), в которых органическое освоение восточной и национальной сказочной традиции соединилось с живым откликом на проблемы современности («История о маленьком Муке», «Холодное сердце» и др.). Новеллы Х. («Нищенка с Pont des Arts», 1826, и др.) и написанный в манере В. Скотта исторический роман «Лихтенштейн» (1826, рус. пер. 1887) сыграли определённую роль в становлении критического реализма в нем. литературе 19 в.

Соч.: SämtlicheWerke. Hrsg. Von W. Scheller, Bd 1—4, Lpz., [1956]; в рус. пер. — Сказки, Иваново, 1959.


 

JEAN PAUL; псевдоним; настоящее имя Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter (21.3.1763, Вунзидель, - 14.11.1825, Байрёйт), немецкий писатель. Сын школьного учителя. Его первые произведения - острые сатиры ("Гренландские процессы", 1783, и др.). Идилличесий облик имеет новелла "Жизнь премного довольного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя" (1793) и роман "Геспер" (1795). В романе "Зибенкэз" (1796-97) создана выразительная картина жизни феодальной Германии конца 18 в. В философском романе "Титан" (1800-03) герои остаются абстрактными фигурами. В незавершённом романе "Озорные годы" (1804-05) сентиментально-романтическое начало причудливо переплетается с реализмом, а в последнем романе "Комета, или Николай Маргграф" (1820) снова усиливаются сатирические тенденции. В эстетическом трактате "Подготовительная наука по эстетике" (1804) особенно интересны разделы о романе и о юморе. Ж. П. принадлежит трактат о педагогике "Левана, или Учение о воспитании" (1806) в духе просветительства и гуманизма.


ГЁРРЕС, ЙОХАНН ЙОЗЕФ ФОН (G rres, Johann Joseph von) (1776–1848), немецкий католический публицист, историк, светский теолог. Родился в Кобленце 25 января 1776. В 1786–1793 учился в местной гимназии, затем самостоятельно изучал медицину, естествознание, историю. В 1794 Кобленц в составе рейнского левобережья был захвачен французами. В это время Гёррес познакомился с идеями французского Просвещения, приветствовал присоединение родного края к Французской республике и разделял идеи Французской революции (был председателем клуба якобинцев в Кобленце). Вышел из Католической церкви и занялся политической публицистикой. Побывав в 1798–1799 в Париже, Гёррес утратил интерес к Франции, разочаровался в революции. Прекратил публицистическую деятельность и с 1800 был учителем естествознания в средней школе Кобленца, а в 1806–1808 преподавал в должности приват-доцента в Гейдельбергском университете. Познакомился с немецкими литераторами, «гейдельбергскими романтиками» А. фон Арнимом и К.Брентано (с последним издавал «Газету для отшельников»), пробудившими в нем интерес к фольклору и мифологии. В 1808 возвратился в Кобленц, где в 1814–1816 издавал ежедневную газету «Райнишер Меркур» (антинаполеоновской направленности), первую крупную политическую газету в Германии. Наполеон называл «Райнишер Меркур» «пятой великой державой». В своих статьях, опубликованных после разгрома Наполеона, Гёррес призывал державы-победительницы дать свободу европейским национальным государствам, выступал за создание единой Германии, за равноправие конфессий. Прусская цензура (Кобленц был столицей прусской Рейнской области) запретила газету из-за ее либеральной направленности, а после выхода в свет брошюры Гёрреса Германия и революция (Teutschland und Revolution, 1819) вынужден был переехать в Страсбург и затем в Швейцарию.

В изгнании Гёррес примирился с Римско-католической церковью (1824), участвовал в издании строго церковного католического журнала «Католик» («Der Katholik»). Результатом занятий христианской мистикой стали его книги Святой Франциск Ассизский – трубадур (Der Heilige Franziskus von Assisi, ein Troubadour, 1826), Эмануэль Сведенборг (Emanuel Swedenborg, 1827) и главный его труд Христианская мистика (Die christliche Mystik, 4 тома, 1836–1842). В 1827 король Людвиг I Баварский пригласил его занять профессорскую кафедру всеобщей истории и истории литературы в Мюнхенском университете. В его доме собирался христианско-консервативный кружок, в который со временем вошли такие известные ученые и деятели культуры, как церковный историк Игнац фон Дёллингер, епископ Вильгельм Эмануэль фон Кеттелер, теолог Адам Мёлер, социальный философ Франц фон Баадер и «отец подмастерьев» Адольф Кольпинг. Бывали здесь французский публицист и политик Шарль Форбс Монталамбер и философ Ф.Р.Ламенне. Рупором кружка Гёрреса стал журнал «Эос» («Eos»), а с 1838 – «Историко-политический журнал для католической Германии» («Historisch-politische Bl tter f r das katholische Deutschland»). Эти издания постепенно превратились в важные литературные органы формирующегося политического движения немецких католиков, выступавших за свободу Германии и ориентированных на создание «Великой Германии» (после революции 1848/1849 сторонники «Великой Германии» настаивали на государственном объединении всех территорий с компактным проживанием немцев, т.е. включая Австрию и др.; сторонники «Малой Германии» ограничивались требованием объединить чисто немецкие земли).

Важным этапом в жизни Гёрреса стала остро-полемическая книга Афанасий (Athanasius, 1838). Поводом к ее написанию послужил арест в 1837 кёльнского архиепископа барона Дросте фон Вишеринга прусскими властями, недовольными позицией архиепископа в споре о конфессионально-смешанных браках. Книга привлекла внимание общественности к этому инциденту (общий ее тираж превысил 10 000 экземпляров). В ней Гёррес призвал немецких католиков сплотиться в борьбе за религиозную свободу, за политическое и гражданское равноправие конфессий.

В книге Паломничество в Трир (Die Wallfahrt nach Trier, 1854) Гёррес выступил против рационализма и за примирение разделенных христианских конфессий.

В 1876, к столетию со дня рождения Гёрреса, в Кобленце было основано «Общество имени Гёрреса для развития и поощрения наук в католическом духе» («G rres-Gesellschaft zur Pflege der Wissenschaften im katholischen Sinne», в настоящее время «G rres-Gesellschaft zur Pflege der Wissenschaft»), которое объединило немецких католических ученых, отстаивавших в «культуркампфе» идеи католицизма. В 1941 нацисты закрыли общество, восстановлено оно было в 1948 в Кёльне. Общество, подразделяющееся на 18 секций, включает 4 научно-исследовательских института (в Ватикане, Иерусалиме, Мадриде и Лиссабоне), издает собрание сочинений Гёрреса, «Исторический ежегодник», «Философский ежегодник», «Ежегодник по психологии, психотерапии и медицинской антропологии», энциклопедический словарь по вопросам истории, политики, религии, социальных наук – Штаатслексикон (Staatslexikon, 7-е издание 1985–1995), научные журналы, серии книг по истории и др.

Умер Гёррес в Мюнхене 29 января 1848.
 

ФУКЕ (Fouque) Фридрих де ла Мотт (de la Motte) (12.2.1777, Бранденбург, - 23.1.1843, Берлин), немецкий писатель.
Печатался с 1804 под псевдонимом Пеллегрин (Pellegrin).
В 1813-14 издавал романтический журнал "Музы" ("Die Musen").
Антинаполеоновские "Стихи 1813 года" несвободны от националистических мотивов. В романе "Волшебное кольцо" (1813) и в цикле героических драм "Герой Севера" (1808-10) воспевал феодально-рыцарское средневековье.
Фольклорным источникам близки "Человечек из-под виселицы" (1810) и "Ундина" (1811, русский стихотворный пер. В. А. Жуковского, 1837), на основе которой возникла первая немецкая романтическая опера Э. Т. А. Гофмана (1813).
С о ч.: Ausgewahlte Werke, Bd 1-12, Halle/Saale, 1841; в рус. пер. - Розаура и её родственники, в кн.: Рассказчик, или Избранные повести иностранных авторов, изданные Н. Гречем, ч. 2, СПБ, 1832.

НОВАЛИС (Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг – Georg Philipp Friedrich von Hardenberg) (1772–1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма.

Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом имении Обервидерштедт в Саксонии, был старшим сыном; вырос в тесном кругу благочестивой семьи. Получил традиционное для его положения юридическое образование в университетах Йены и Лейпцига (1790–1791) и, видя себя в будущем преемником отца в должности управляющего Саксонскими соляными копями, изучал экономику и горное дело во Фрайбурге (1797–1798). Умер Новалис в своем имении 25 марта 1801.

Во время учебы в Йене Новалис сблизился с литературным кружком, душой которого были братья Шлегель; в него входили также философы И.Г.Фихте и Ф.В.Шеллинг и поэт Л.Тик. В «Атенеуме», влиятельном журнале, издаваемом Шлегелями, Новалис опубликовал сборник блестящих афоризмов Цветочная пыльца (Blütenstaub, 1798) и прозаическую версию Гимнов к ночи.

Сильнейшим испытанием в жизни Новалиса стала любовь к невесте Софи фон Кюн, умершей в 1797 в возрасте пятнадцати лет. Потрясение близостью любви и смерти заняло центральное место в его жизни и творчестве. Сплавляя воедино любовь, ночь, христианство, европейский и восточный мистицизм, Новалис воспринимает и изображает любовь как первозданную космическую и чисто индивидуальную силу, когда душевное переживание обеспечивает духовное слияние со всей вселенной. Поэтическим воплощением этих воззрений стали Гимны к ночи (Hymnen an die Nacht, 1800), отдающие предпочтение таинственному мистическому царству ночи любви и веры перед миром здравого смысла и просвещенного разума. В незаконченном романе Генрих фон Офтердинген (Heinrich von Ofterdingen, 1800, опубл. 1802) герой-поэт ищет «голубой цветок», который привиделся ему во сне. Здесь философия и поэзия нераздельны; философия определена как тоска по родине, и на экзистенциальный вопрос «Куда же мы идем?» дается поразительный ответ: «Всякий путь ведет домой». Чрезвычайно важна и в корне новая концепция языка у Новалиса, нашедшая выражение в этом романе и во фрагменте Монолог (Monolog, 1798). Взгляды Новалиса на природу поэзии и использование языка оказали мощное воздействие на французских символистов и всю поэзию 20 в.

Творчество Новалиса включает также незаконченный философский роман Ученики в Саисе (Die Lehrlinge zu Sais, 1798, опубл. 1802), сборник религиозных стихов Духовные песни (Geistliche Lieder, опубл. 1802), философско-культурологическое эссе Христианство, или Европа (Die Christenheit oder Europa, 1799, полное изд. 1826), где духовное, политическое и культурное единство католического Средневековья противопоставлено разрушительным силам Реформации и Просвещения; а также теоретические работы о поэтике, особенно Сказки (Märchen) в посмертно опубликованных Фрагментах (Fragmente) и Дневниках (Journale).

УЛАНД Людвиг [L. Uhland, 1787-1862] - немецкий поэт-романтик, историк литературы; один из основоположников германистики. Баллады в народном духе ("Проклятие певца", 1814), исторические драмы, лирика песенного склада, положенная на музыку Р. Шуманом, Ф. Мендельсоном и др.; цикл "Патриотические стихотворения" (1817)., крупнейший представитель так наз. "швабской школы" (Schwäbische Dichterschule) - группы поздних немецких романтиков (У., Ю. Кернер, Г. Шваб, В. Гауфф, Мерике и др.). Поэт, ученый и общественный деятель замкнутого и тесного мирка родной Швабии. Член вюртембергского ландтага. Став в 1848 в ряды демократической оппозиции (в штутгартском парламенте), неизменно исповедывал романтическое народничество и национализм. В своем творчестве Уланд, как и вся "швабская школа" романтиков, выражал консервативный традиционализм мелкого и среднего бюргерства в период европейской реакции.

Как ученый литературовед Уланд, верный романтическим заветам "народности" (Volkstümlichkeit) и стремлению уйти от современности, углублялся в кропотливое изучение старофранцузской и старонемецкой поэзии, оставив ряд исследований о старофранцузском эпосе (Über das altfranzösische Epos), Вальтере фон дер Фогельвейде [1812], о скандинавской мифологии ("Sagenforschungen"), [1812-1836], о немецкой поэзии в средние века, в XII и XIII вв. [1830-1831] и др., вошедших в восьмитомные "Uhlands Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage" [1865-1873].

Изучая легендарную героику средневекового эпоса, У. стремился перенести ее в свое поэтическое творчество. Он культивировал формы баллады и старинной народной песни, черпая темы и образы из средневековых легенд и поэм (маленький Роланд, побеждающий великана; лорд, разбивший волшебный кубок и с ним счастье Эденгалля; Карл Великий, ведущий корабль, менестрель, проклинающий короля, и т. д.), но подвергал их слащавой идеализации. Поэзия У. - последний замирающий отзвук немецкого романтизма - запечатлена всеми чертами типичного эпигонства. Философские концепции романтизма становятся плоскими в мировоззрении У., болезненная острота романтического отношения к действительности смягчается; У. тяготел к более примитивному, сдержанному, созерцательному творчеству. Его лирика мягка и задумчива; содержанием ее являются впечатления весны и природы ("Вечерняя прогулка поэта", "Божий день"), поэзия смирения и религиозного чувства ("Часовня"). В своей поэтической практике Уланд воссоздает чисто внешние черты романтической экзотики и фантастики, создавая своеобразный каталог предметов, "близких романтизму": "Монахи, монахини, крестоносцы, рыцари Грааля, вообще все поэтические рыцари и женщины средневековья". Это - канонизация внешней стороны романтизма, омертвение его в узких рамках условных приемов, замена его мучительной раздвоенности, острой иронии меланхолическим смирением.

Библиография: I. Избранные стихотворения в переводе русских поэтов, Петербург, 1902 ("Русская класс. биб.", изд. под ред. А. Н. Чудинова, сер. II, вып. XXIII); Uhlands Gedichte, Kritische Ausgabe von E. Schmidt und J. Hartmann, 2 Bde, Stuttgart, 1898; Uhlands sämtliche Werke, hrsg. v. H. Fischer, 6 Bde, Stuttgart, 1892; Uhlands Tagebuch, 1810-1820, hrsg. v. J. Hartmann, 2 Aufl., Stuttgart, 1898; Briefwechsel zwischen J. V. Lassberg und L. Uhland, hrsg. v. F. Pfeiffer, Wien, 1870.

II. Mayer K., L. Uhland, seine Freunde und Zeitgenossen, 2 Bde, Stuttgart, 1867 [Uhland E.]; Notter F., L. Uhland, Stuttgart, 1863; Keller A. V., Uhland als Dramatiker, Stuttgart, 1877; Haag H., L. Uhland, Die Entwicklung des Lyrikers und die Genesis des Gedichtes, Stuttgart, 1907; Heine H., Die Romantische Schule, Hamburg, 1836; Его же, "Zeitung für die elegante Welt", Schwabenspiegel, 1838, № 236, l/XII; Fischer H., Die Schwäbische Litteratur im 18. u. 19. Jh., Tübingen, 1911; Walzel O., Deutsche Romantik, Lpz., 1908; Жирмунский В., Последние немецкие романтики, "История западной литературы" (1800-1910), под ред. Ф. Батюшкова, т. III, кн. 10, М. [1916].

МЁРИКЕ, ЭДУАРД ФРИДРИХ (Mцrike, Eduard Friedrich) (1804-1875), немецкий поэт и прозаик. Родился 8 сентября 1804 в Людвигсбурге. Изучал богословие в Тюбингенском университете (1822-1826) и в течение восьми лет служил викарием, затем обосновался в тихом идиллическом Клеверзульцбахе. В 1843 слабое здоровье вынудило его оставить пастырство. В 1851 он начал преподавать немецкую словесность в одной из женских школ Штутгарта. Умер Мёрике в Штутгарте 4 июня 1875.

Всю жизнь писатель провел в родной Швабии, идиллический ландшафт которой вошел в состав его поэзии. Перу Мёрике принадлежат двухтомный роман Художник Нольтен (Maler Nolten, 1832) и целый ряд малых прозаических произведений, в т. ч. подлинный лирический шедевр Моцарт на пути в Прагу (Mozart auf der Reise nach Prag, 1855), однако он прежде всего лирический поэт редкостного обаяния и оригинальности. По широте и разнообразию содержания и формы он напоминает Гёте, но представляется не столько его учеником, сколько духовным наследником. Из любимых романтиками стихотворных форм Мёрике отдавал предпочтение сонету, октаве и испанским трохеическим метрам; следует добавить также немецкий дольник, свободный стих, расхожие размеры народной песни и ряд великолепных находок.

Слава пришла к Мёрике спустя годы после его смерти, когда австрийский композитор Х.Вольф (1860-1903) положил его стихи на музыку (1888). Идиллический реализм Старого башенного петуха (Der alte Turmhahn) и Аистиной почты (Storchenbotschaft) — это лишь одна сторона лирической поэзии Мёрике, которой присущи и мифотворческая фантазия (В полночь — Um Mitternacht и Огненный всадник - Der Feuerreiter), и гротескное чувство юмора.

Литература: Поэзия немецких романтиков. М., 1985;

ГЮНДЕРОДЕ (GUNDEROHDE) КАРОЛИНА ФОН (1780-1806)

Немецкая писательница. Представительница романтизма. Сборники лирики "Стихи и фантазии Тиана", "Поэтические фрагменты" (оба 1804). Покончила с собой, бросившись в Рейн. Ей посвящена повесть К. Вольф "Нет места. Нигде" (1979). 

bottom of page