top of page
В. Осипов, А. Атик. КОРОБКИ ДЛЯ ИГРУШЕК

 

 «Человек – это какая-то выдуманная игрушка бога, и по существу это стало наилучшим его назначением. Надо жить, играя, ведь люди в большей своей части куклы и лишь немного причастны истине».

Платон, «Законы»

 

Исследуя «Поездки за город» в перспективе производства опыта, мы всегда в первую очередь обращали внимание на трансформативную функциональность акций. Акция 3 октября 2017 почему-то (видимо, в силу свой подчеркнуто сложной структуры) заставила задуматься о структурности акции, о её составе как механизме порождения и интерпретации «смыслов».

Состав акции можно анализировать в двух аспектах – есть этапы, а есть элементы. Элементы раскрываются по мере прохождения акции, а потом (частично) проясняются и дополняются в комментарии. Возможные смыслы акций начинают мерцать на связях элементов, каждый раз оказываясь, в духе поэтики пустого действия, ошибочными, как минимум неполными. 

 

Этапы акции «Пять лозунгов (Bagan)»:

  1. Напряжённое ожидание в чистом поле – всполохи золотой осени.

  2. Путь через поле к лесу – комментарии АМ связывают это пространство с предыдущими акциями, появляется тема «исчезнувшей триангуляционной вышки».

  3. В лесу начинает звучать саундтрек акции – текст, описывающий некие адреса, дома на них и жившие там семьи (какой город и что это вообще, сначала не понятно).

  4. Последовательно между деревьями развешиваются пять красных лозунгов с текстом на английском, который явно является переводом каких-то случайных фрагментов из звучащего в это время текста.

  5. Неожиданно саундтрек переходит в мутный и длинный текст буддистского содержания – обсуждаются темы просветления, универсальной основы, нирваны и кармы.

  6. После окончания этого саундтрека АМ раздаёт фактографию: 

– книгу Вольфганга Паули с вклеенной бумажкой следующего содержания: «19.7.17. Эти 5 лозунгов в лесу должны быть именно ЧИРКАМИ красного карандаша наподобие «чирков» элементарных частиц, точнее – их следов, на фотопластинках считывающих устройств синхрофазотрона…»; 

– набор ламинатов с маленькими фотографиями, связанными, если так можно сказать, с историей казни князя Хованского где-то возле Сергиева Посада; 

– брошюру о старообрядцах в Сергиевом Посаде.

  1. По ходу раздачи фактографии акция переходит в следующую часть – автокомментарий Андрея Монастырского, который достраивает и связывает различные элементы акции. Выясняется, в частности, название акции «Пять лозунгов (Bagan)» и то, что первая часть саундтрека (и цитаты на лозунгах) – из проведённого в Сергиевом Посаде краеведческого исследования. АМ эскизно связывает различные элементы, в том числе Сергиев Посад с Паганом, но, осуществляя автостирающий жест, сообщает, что всё это не важно, а важен лишь визуальный эффект (impression) всполохов красного в лесу. 

 

Элементы акции:

  1. Место – ложное Абрамцево с исчезнувшей триангуляционной вышкой.

  2. Время – начало золотой осени.

  3. Саундтрек – краеведческая книга, буддистский текст, краеведческая книга, текст о храмах Пагана из книги «Архитектура Индокитая» (внутри буддистского текста замаскированы две фразы АМ: «Речевой поток о пустом действии я записывал здесь 26 октября 1984 года»; «Бог – это состояние сознания»).

  4. Развешивание и пребывание потом в лесу красно-белых плакатов с переведённым на английский текстом из краеведческой книги.

  5. Книга Паули со вклейкой.

  6. Книга о Сергиевом Посаде и старообрядцах.

  7. Название акции.

  8. Ламинаты. 

  9. Дополняющий и связывающий автокомментарий АМ.

  10. Плакат о поисках пропавшего в Лосином Острове человека.

 

Оба этих списка – этапов и элементов – не полны, само их составление в позиции зрителя как избыточно, так и неизбежно. 

 

С точки зрения опыта особенно сильным вышел момент, когда краеведческий саундтрек неожиданно превратился в буддистский саундтрек, резко сдвинув возможный круг интерпретаций акции. Протекание этого буддийского текста, его затянутость и его мутность создали опыт тягостного ожидания, который АМ связывает с тягостностью самой кармы. Возвращение звукоряда к тексту о Сергиевом Посаде было воспринято с облегчением. АМ прокомментировал это: «Самое важное – переходы».

Можно предположить, что «смысл акции» является совокупностью всех возможных связей всех возможных элементов акции. Так как число их бесконечно (элементы легко присоединяются из разного типа контекстов), бесконечным является и процесс понимания, тем самым осуществляется эстетическая категория «пустого действия» – зрительское понимание всегда частично, он не понимает или неправильно понимает происходящее. Речь идёт о ситуативном выборе тех элементов акции, которые кажутся наиболее значимыми для понимания. Данный текст одновременно демонстрирует и деконструирует этот выбор, демонстрирует через название и эпиграф, деконструирует через остальной текст.  Что было «самым важным» в этой акции? Возможно это всполохи красного в осеннем лесу, а может быть слова «boxes for toys», появившиеся на одном из плакатов в английском переводе краеведческого текста.

bottom of page