top of page

32. ВЫСТРЕЛ

Один из организаторов акции - Г.Кизевальтер - сопровождал группу зрителей из Москвы к месту действия - Киевогорскому полю, до которого нужно было добираться на электричке, затем на автобусе. От автобусной остановки поле находится в 15 минутах ходьбы. Сойдя с автобуса, Г.Кизевальтер включил магнитофон, и путь зрителей от остановки до поля сопровождался фонограммой, представляющей собой чередующиеся звуки свистка (мундштук от продольной флейты) и самодельной трубы, сделанной из ствола гигантского трубочника, которая издает звуки низкого тембра. Звуковая ткань фонограммы напоминала перекличку гудков парохода и свистков электрички. Зрители были приведены в поле, к полощущемуся на ветру фиолетовому занавесу, который условно отделял позицию зрителей от вспаханного участка поля, на котором должно было происходить действие. Между занавесом и пашней была узкая полоса поля, покрытая невысокой травой, на которую Кизевальтер и поставил выключенный магнитофон, перевернув в нем кассету на другую сторону. Фонограмма на другой стороне кассеты представляла собой 45-минутную запись звуков электрических звонков различной длительности, записанных с различными интервалами. Конец фонограммы представлял собой пятиминутную документальную запись довольно громкого и одновременного пения нескольких птиц.

Поставив выключенный магнитофон перед зрителями (по ту сторону занавеса) Кизевальтер направился на вспаханное поле и занял позицию рядом с лежащим в яме и невидимым для зрителей Летовым - направо и в глубину от зрителей на расстоянии 60 метров. Затем Монастырский, находящийся среди зрителей, вышел на поле и расставил на нем вертикально пластмассовые трубки (высотой 1,5 м каждая, 11 штук) и пять красных мешков, наполненных пшеном и укрепленных на верхних концах длинных палок. Один из мешков был поставлен в дальнем конце поля. После того, как Монастырский занял позицию рядом с Кизевальтером и лежащим в яме Летовым, на поле вышел Панитков и, втыкая в верхние отверстия установленных Монастырским трубок куски гибкого провода, начал гнуть из них фигуры в виде профилей человеческих лиц, контуров зверей, птиц и т.п. Изготовив последнюю фигуру у дальнего красного мешка, Панитков выстрелил вверх - с помощью резиновой тетивы, укрепленной у него на пальцах,- деревянной стрелой с наконечником, обернутым в серебряную фольгу, и ушел с поля. Выстрел послужил для Монастырского сигналом обрезать углы красных мешков, из которых начало сыпаться пшено, и одновременно вытаскивать из трубок один конец провода, распрямляя его и разрушая тем самым изготовленные Панитковым фигуры, превращая их в подобия кнутов, концы которых касались земли. Тем временем, мешки, освобожденные от пшена, превратились в колышащиеся на ветру красные флаги, на которых можно было различить белые мальтийские кресты.

Закончив эту часть действия, Монастырский подошел к заранее выкопанной яме - невидимой для зрителей и находящейся на поле слева от них на том же расстоянии, что и яма, в которой лежал Летов (он находился там до прихода публики на поле) - то есть обе эти ямы были как бы боковыми границами участка поля, на котором происходило вышеописанное действие. Монастырский свистнул в свисток и дождался ответного сигнала от Летова, последовавшего через 15 секунд после свистка Монастырского. Причем для зрителей присутствие Летова на поле в этот момент раскрыто не было, так как ответный сигнал был скамуфлирован Кизевальтером, стоящим рядом с ямой Летова: он поднес ко рту гобой и, хотя вместо него звук извлек невидимый зрителям Летов, для них источником звука явился Кизевальтер. После ответного сигнала Монастырский лег в яму, исчезнув таким образом из поля видимости зрителей.

Затем Кизевальтер собрал с поля флаги и трубки с проводами, подошел к занавесу, снял его вместе с крепежными столбами и включил магнитофон с фонограммой, составленной из электрических звонков.

После включения фонограммы зрителям были розданы конверты с фактографическими фотографиями акции (что явилось как бы знаком конца акции) и одновременно с раздачей конвертов на поле началась звуковая перекличка Летова (различные духовые инструменты) и Монастырского (мундштук от продольной флейты). Таким образом после завершения визуального ряда акции на пустом поле в течение 45 минут исполнялась музыкальная пьеса «Звуковой треугольник», двумя вершинами которого были невидимые для слушателей (в которых превратились зрители) Летов и Монастырский, лежащие в ямах слева и справа от зрителей на вспаханном поле, а третьей - магнитофон с фонограммой звонков, стоящий перед зрителями на краю пашни.

Музыкальная композиция заканчивалась пятиминутным соло магнитофона, воспроизводящим документальную запись пения птиц.

 

Моск. обл., Киевогорское поле

2 июня 1984 года.

Н. Панитков, А. Монастырский, С. Летов, Г. Кизевальтер, И. Макаревич,
Е. Елагина, Е. Р., Н. С.

В. Некрасов, И. Бакштейн, В. Сорокин, И. Нахова, Ю. Лейдерман, Л. Скрипкина,
О. Петренко, Т. Диденко, Е. Романова, Н. Стахеева, А. Жигалов, Н. Абалакова,
С. Гундлах, Л. Звездочетова   + 13-16 человек.

Рассказ С. Летова об акции "Выстрел". Начну с того, что перед началом акции все участники мало-помалу пришли в нервозное состояние. Приехали на поле за час до сбора публики у Савеловского вокзала, но много времени потеряли на поиски брошенного на поле реквизита (после неудачной попытки проведения акции за три недели до этого) и ожидание отправившегося за лопатой Коли. Мы с Андреем пошли искать следы серебряного шара и крыльев, но ничего не нашли. В половине первого начали судорожно засыпать пшено в мешки, привязывать их к древкам, устанавливать занавес на сильном ветру. Лопаты подходящей не оказалось - копали ямки черт знает чем. Когда мы в первый раз залегли в выкопанные "могилки", оказалось, что нас видно со зрительского места. Наконец, когда до прихода зрителей по моим расчетам оставалось минут 15, я начал остервенело копать то подобием лопаты, то руками и вырыл подобающий окоп, из которого меня не должно было быть видно со смотровой площадки. В этом же состоянии спешки я улегся в свой окоп. Имел он глубину до 50 см. И бруствер со стороны, обращенной к публике. Первое странное ощущение - это неожиданный покой: день был весьма ветреный, а лежа в "могилке" я ветер поначалу совсем не ощущал. Итак, я стал ждать начала акции, вслушиваясь в доносящиеся в мою яму звуки. Лежал я на спине, лицом вверх, головой в сторону предполагающейся публики. Двигаться было практически невозможно. Яму удалось вырыть такую, что все мое тело соприкасалось с ее стенками. Итак, слышал я каких-то птиц, шум деревьев, машин и самолетов и еще один странный звук, напоминающий скрежет какого-то грандиозного заржавленного механизма. Доносился он из того леса, в сторону которого были направлены мои ноги. Слышно было еще как осыпается высыхающая земля с краев "могилки" и бруствера. Перед тем как оказаться в яме я посмеивался над тем, что у Андрея будет повод для спекуляций о мнимой смерти (инициации, пустом действии, пустом времени и т.п.) Однако невольно сам постепенно впал в какое-то особое состояние. Землю я ощущал почти как одно целое с самим собой. Я чувствовал ее всем телом неподвижно, как бы медленно срастаясь с ней. Надо мною двигались облака, в них происходили удивительные метаморфозы. Слышались какие-то близкие или далекие звуки (это было непонятно из-за того, что ÿ был в яме), осыпалась земля: мне все стало одинаково безразлично - я все осознавал, но оно как-то существовало само по себе, так же точно как я с землей. Мыслей почти не было, была какая-то языковая тишина. Я отмечал все в виде ощущений и на каком-то животном доязыковом уровне. Время шло удивительно быстро: глаза я не закрывал, не спал, ни о чем не думал, ничего не хотел и в то же время иногда посматривал на часы, с удивлением обнаруживал, что прошло то 15 минут, то 20 минут... Я стал безразличным свидетелем, абсолютно пассивным (свидетелем чего?..). Появилась мысль: после смерти все будет точно так же. Это - модель поñëåсмертия. Ничего напыщенного и искусственного в ней тогда не было, и это тоже странно... Внутри меня стало тихо, как в заброшенном, покинутом хозяевами доме. Приблизительно через два часа после того, как я залег в яме, у моих ног появился Кизевальтер. Я ему очень обрадовался. Иногда до его появления мне казалось, что отдельные доносившиеся до меня звуки - это публика, что акция уже началась, идет, может быть, уже кончается - а я не различаю условных сигналов, лежа в своей яме - и потому сам не играю, чем проваливаю всю звуковую часть акции. Интересно, что впоследствии оказалось, что Андрей не слышал моих ответных сигналов, лежа в своей яме, и свистел просто через определенные промежутки времени. Итак, я очень обрадовался Кизевальтеру и просил его рассказывать о том, что он видит, ибо я видел только его. Он сообщил мне, что на поле приехала какая-то машина, из нее вышел какой-то человек официального вида. Я решил, что это конец акции, но вставать не надо, лучше оставаться невидимым (то есть так как я ничего не вижу, то и я невидим). Затем Андрей что-то сказал этому человек и машина уехала. Постепенно около меня собрались все трое: подошли Коля, Андрей... Я им радовался (ведь я столько времени был совсем один). Потом они разошлись в разные стороны, и я старался представить, что происходит на поле - оно представлялось мне огромным пространством, нà котором происходит нечто праздничное, театральное (в полной тишине). Послышался тихий свист издалека. Я решил, что это Андрей и через пять секунд взял на корнете до, до-си бемоль... Дудел я громко, повернувшись на бок, чтобы раструб корнета не возвышался над "могилкой": на корнете (меняя мундштуки - трубочный и корнетный) и на флейте-пикколо, отвечая на свистки Андрея. Кроме его свистков я слышал несколько раз и другие звуки похожей окраски, они носили какой-то провоцирующий характер. Мне очень хотелось ответить на них, но нельзя было... Иногда (независимо от свиста Андрея) я дудел на стебле гигантского трубочника (низкий гудящий звук). Потом ко мне подошел Коля (и еще двое) и сказал, что акция окончена, они пришли вывести меня из ситуации. Я попробовал, играя на корнете, сесть. Получилось это с трудом, со значительным усилием. Чувствовал я себя очень странно, как после сна... Когда мы шли к станции, я чувствовал себя полностью дезориентированным, как-то отупевшим, опустошенным и расслабленным, мысли приходили с трудом, лоб горел... Я старался не отставать от идущих впереди меня. После того, как я увидел заросли гигантских трубочников, это прошло. Дома я почувствовал сильную усталость и сразу же уснул... Еще несколько дней я был в каком-то измененном состоянии сознания.... Сергей Летов

Сергей Летов. Скрытый мир Андрея Монастырского. (Аудиальная сторона акции “Выстрел”) Настоящая акция КД занимает особое место в ряду акций, описываемых в З-ем томе, по многим причинам. Автором акции является Н. Панитков, соавтором (то есть автором аудиальной части) - А. Монастырский. Первоначально планировалось осуществить аудиальную сторону акции в полном соответствии с визуально-игровой. Однако запланированная на 9 мая 1984 года акция не была осуществлена из-за того, что зрители опоздали более чем на два часа. Продрогшие участники акции в пароксизме отчаяния разрушили заранее приготовленный реквизит, после чего было решено перенести акцию на 2 июня. За это время несколько изменились планы авторов акции. Было решено переименовать ее из “Кнутов и флагов” (посвящение императору Павлу I) в “Выстрел”, изменилась и аудиальная сторона акции. Впрочем, в том виде, в каком планировалось, она тоже не была осуществлена. Кто-то забыл батарейки к магнитофону, и звуковой треугольник- перекличка звонков, свистка и корнета- не осуществился. Сейчас мне представляется, что благодаря именно этому стечению обстоятельств и смогла реализоваться та уникальная в ряду акций КД структура. Возможно, что имевшее место осуществление акции произошло именно вследствие вмешательства в наш обыденный мир того “скрытого мира”, о котором пойдет речь дальше. Акция началась необычно - публика опять опаздала часа на два к месту проведения акции, и мне пришлось пролежать в могиле, заранее собственноручно вырытой, вместо одного часа - целых три (видимо, иллюстрируя “пустое действие” КД). Аудиальная часть акции состояла, в основном, в мистификации зрителей-слушателей. Во время визуально-игровой части Г. Кизевальтер, стоя рядом со мной, поднес к губам гобой (без трости, я ее забыл дома), я же, лежа в своей могиле, заиграл на корнете. В дальнейшем между мной, скрытым от глаз публики, и А. Монастырским, спрятавшимся в другую могилу, имел место диалог свистка от блок-флейты (А.М.) и корнета и пикколо-флейты. “Выстрел” наглядно демонстрирует изоморфные мифу структурные принципы: выявление оппозиций, их взаимопереход (не снятие оппозиций, а переход одних оппозиций в другие, менее контрастные): пространство-время, зрение-слух, развитие (необратимые изменения) - повторение и др. Беззвучная (за исключением “сигнала Кизевальтера - Летова”) первая часть развертывается в поле на значительном пространстве, в ходе ее выполнения осуществляется ряд операций: построение фигур, превращение фигур в “кнуты”, превращение мешков во флаги, выстрел, общее разрушение-завершение. Логическая, пространственная, визуальная часть акции заканчивается вручением листков присутствия. Следующая (постфинальная) часть носит исключительно аудиальный характер: звук ниоткуда, низачем, ничем не обусловленные иррациональные сигналы, длящиеся неопределенное немотивированное время после окончания визуальной части. Основным моментом здесь является не перекличка сигналов, а “невидимый звук”: действие кончилось, поле пусто, звук невидим. Неслучайно именно после этого “невидимого звука” открываются “Перспективы речевого пространства” (звуковые акции). В этом перформансе как бы сопоставлены два мира - мир явного и очевидного и мир сокрытый (ал-малакут, по Абу Хамиду Махаммаду ал-Газали). Сопоставление умопостигаемого детерминированного мира (ал-джабарута) и сокрытого, непроявленного иррационального мира (ал-малакута) становится одной из основных оппозиций в акциях КД 1984 - 1985 годов. В то же время предельный мистицизм акции позволил снять традиционные семиотические оппозиции: язык/речь, денотат/коннотат. Что же происходило в мае 1984 года и что подготовило столь эзотерическую работу? В мае 1984 года в квартире Никиты Алексеева экспонировалась выставка молодых одесских концептуалистов, в которой принял участие А.Монастырский со своей работой “Малакута”. Помимо изображения таинственного незнакомца, работа содержала неизвестные мне слова (по А.М. - термины восточной философии), а также грязные матерные ругательства. Спустя сутки после начала экспозиции работы, А.Монастырский зачеркнул матерную часть текста. Таким образом произошла инверсия - эзотерическая часть работы стала скрытой, а явными остались непонятные термины. Изучение ритуального сквернословия, эсхрологии указывает на тесную связь между нею и земледельческими культами древности (сев), а также жестом обнажения, присутствующими в последующей за “Малакутой” акции “Выстрел” - сев, пахота - в положительной форме (рытье могил и сошествие в них), обнажение- в отрицательной (сокрытие от публики). “Выстрел”, как и другие акции КД, является исследованием - моделью метаязыковых слоев психики человека и в этом смысле он и сам может являться предметом дальнейших исследований.

bottom of page