Коллективные действия
37. ЮПИТЕР. 4.33
В помещении, где состоялась акция, длившаяся 4 часа 33 минуты, кроме обычного комнатного интерьера, по стенам было развешано шесть черных щитов с эмблематическими изображениями паралингвистических знаков следующего содержания:
1) «Время» - человек, смотрящий на ручные часы, 2) «Протри уши» или «Заткни уши» - человек с воткнутыми в уши пальцами, 3) «Фифти-фифти» - человек с одним глазом, 4) «Да» - человек с обнаженными зубами, 5) «Нет» - человек с черным провалом открытого рта, 6) «Нет» - человек с высунутым языком. Паралингвистическое значение последних четырех эмблем - чисто произвольное, возможное только в ряду первых двух как общепринятых. Щит с «подмигивающим человеком» разделял ряд эмблем на семантические (1,2,3- на 1/2) и эмоциональные (3- на 1/2, 4,5,6). Кроме этих щитов на подоконнике стоял длинный черный ящик с 4-мя включенными фонарями, а на полке - квадратный ящик с 3-мя зажженными фонарями, которые использовались в акции «Перевод». Во время живого музыкального исполнения горели только эти фонари и настольная лампа. В перерывах (во время воспроизведения фонограмм) включался верхний свет.
Акция состояла из серий музыкальных импровизаций с общей «минималистской» темой, в которых принимали участие: А.Монастырский (ф-но), С.Летов (бас-фагот), С.Ромашко (продольная флейта и трехтональный свисток) и С.Хэнсген (поперечная флейта). Кроме того, в акции использовалось три фонограммы. Две из них - «Дуэт» (С.Летов, А.Монастырский) и «Трио» (С.Летов, С.Хэнсген, А.Монастырский) - включались во время перерывов живого исполнения; они были записаны накануне акции и представляли собой импровизации на ту же тему. Еще одна фонограмма - «Поезда; Бочка», записанная накануне акции А.М. в районе у ж.д. моста около станции «Яуза» Ярославской железной дороги, иногда накладывалась на живое исполнение. Она представляла собой шум проезжающих поездов, переходящий в непрерывное получасовое звучание пустой металлической бочки, катящейся по асфальтовому шоссе. Кроме инструментов и фонограмм на разных этапах акции использовался поставленный на пианино телевизор - как источник свечения, звука и изображения. Также на пианино, справа от телевизора, лежали большие наушники, которые использовались А.М. для повтора информационной телевизионной программы «Время». На пюпитре пианино стоял застекленный черный лист, в центре которого была наклеена этикетка: «К.Д. Юпитер (4.33)».
Акция была организована по следующей схеме (хронометражем этапов акции по заранее разработанному плану руководил Г.Кизевальтер - путем «реостатного» наложения фонограмм на живое звучание, что являлось сигналом либо постепенно прекратить игру, либо начать новый этап живого исполнения):
1. 18.00. - 18.10. - Фонограмма «Дуэта». Телевизор выключен.
А.: 18.10. - 18.55. - Первый сорокапятиминутный этап живого исполнения.
Телевизор выключен . Фонограмма «Поезда; Бочка» не использовалась.
2. 18.55. - 19.05. - Фонограмма «Трио». Телевизор выключен.
Б.: 19.05 - 19.50. - Второй сорокапятиминутный этап живого исполнения.
Телевизор включен на белый светящийся экран без звука.
Использование первых 45 минут фонограммы «Поезда; Бочка».
3. 19.50 - 20.00. - Фонограмма «Трио». Телевизор включен.
В.: 20.00. - 20.45. - Третий сорокапятиминутный этап живого исполнения.
Телевизор включен на белый светящийся экран; из наушников, подключенных к телевизору и лежащих на пианино- постоянный звук шипения. Использование вторых 45 минут фонограммы «Поезда; Бочка».
4. 20.45 - 21.22. - Фонограмма «Трио». Телевизор включен, но экран темный, из наушников - звук шипения.
Г.: 21.00. - 21.45. - Четвертый сорокапятиминутный этап живого исполнения, во время которого, одновременно с игрой на ф-но А.М. в наушниках повторяет громким голосом программу «Время». Экран включенного телевизора - темный (во время повтора программы). Когда подходит время передачи прогноза погоды (21.30.), А.М. снимает наушники, включает изображение на экран телевизора, а также переводит звуковой канал воспроизведения с наушников на телевизионный динамик. После «Прогноза погоды» телевизор вновь переключается на белый светящийся экран, а звуковой канал воспроизведения - на наушники (звук шипения).
Использование третьих 45 минут фонограммы «Поезда; Бочка».
5. 21.45 - 21.55. - Фонограмма «Дуэта». Телевизор включен, но экран темный, из наушников - звук шипения.
Д.: 21.55. - 22.33. - Пятый заключительный этап живого исполнения.
Телевизор включен только на звук шипения (экран - темный), который становится очень громким в 22 час. 30 мин. В 22 час. 32 мин. 27 сек. музыканты обрывают игру. В течение 33 сек. слышен только громкий звук шипения из наушников. В 22.33. включаются яркие софиты и выключается телевизор. Использование последних 30 минут фонограммы «Поезда; Бочка».
На акции присутствовали: И.Бакштейн, И.Нахова, И.Юрна, М.Константинова, В.Сорокин, Ю.Лейдерман, А.Жигалов, Н.Абалакова и еще два человека. Зрителям перед началом акции вручили блокноты и карандаши с предложением заносить в них краткие пометки о возникающих у них состояниях, впечатлениях и т.п.
Примеры записей: И.Бакштейн: «18.07. - тягостно. 18.29. - тихая эйфория. 18.31. - все время от начала внутренне затруднено движение. Хотел бы сдвинуться с места, но не могу. 18.39. - развязал шнурки ботинок. 18.43. - возникло опасение за судьбу исполнителей - выдержат ли до конца. 18.45. - собственная судьба пока опасения не вызывает. 18.47. - захотелось спать. 19.00. - 19.23. - пил чай с удовольствием.».
М.Константинова: «Что-то мне страшно и не по себе. 18.35.».
Ю.Лейдерман: «18.30. - пришел. 18.45. - очень хорошо, просто замечательно, немного мешает, что у меня першит в горле - боюсь громко кашлять. 19.12. - отмечаю это время просто потому, что решил сейчас посмотреть на часы. Писать лень, эта бумага явно выталкивает из поля моей рефлексии. (...) 19.45. - Все по-прежнему чудесно. Мне немного нездоровится и теперешнее состояние напоминает, как в школьные годы, приболев, я лежал под теплым пледом, дремал и почитывал какую-то приятную книжку или уютно разбирал свои камни и рисовал формулы. 20.45. - «Я обнищаю, я тебе сейчас обнищаю!». 22.05. - За последние полтора часа я полностью стал растением».
Другие записи либо слишком обширны, либо представлены в виде схем, графиков, рисунков (например, А. Жигалов).
Москва
13 апреля 1985 года.
А. Монастырский, С. Ромашко, С. Летов, С. Хэнсген, Г. Кизельватер, И. Юрно,
М. К., В. Сорокин.
В. Сорокин, Ю. Лейдерман, И. Бакштейн, М. Константинова, И. Нахова,
И. Алейников, Н. Абалакова, А. Жигалов, Г. Витте.