top of page

62. РОЗЕТКА

С:  На меня произвело большое впечатление то, что в Доме обуви на проспекте Мира, куда мы зашли, полки были пусты и только где-то в углу стояли резиновые сапоги. В залах располагались какие-то кооперативные лавки, киоски, где, вместо обуви, продавались украшения из гипса. То есть необходимых товаров там не было, а вместо них продавались странные предметы орнаментального, украшательского характера. Раньше такие вещи встречались лишь на фасадах или в интерьерах роскошных государственных зданий "феодального" типа. А теперь все эти гипсовые лепестки, кренделя превратились в свободно движущиеся на бытовом уровне товары, более-менее укладывающиеся в масштабность домашних интерьеров.

 

А:  Эта розетка, которую мы купили, скорее всего предназначается для крепления на потолке, а через центральную дырку в ней, видимо, пропускается держатель люстры. У нас сначала не было определенного плана, что делать с купленной розеткой. Но я хотел прогуляться вдоль Яузы и в качестве развлечения предложил Сабине повесить эту розетку на мосту над Яузой, просто так она не очень хотела идти гулять. День был солнечный, лежал снег. Мы дошли до металлического моста в виде арки, я забрался на середину и подвесил на веревке розетку невысоко над водой. Сабина в это время фотографировала с берега. Эффект крутящейся под солнечными лучами розетки с отражением её в воде оказался впечатляющим. Довольно трудно было сфотографировать её в тот момент, когда она поворачивалась "фасадной" плоскостью к объективу и была наиболее освещаема солнцем в этот миг, даже сияла. Мы сфотографировали её с разных позиций и ушли, оставив её там висеть.

 

С:  Действительно, я не пожалела, что поймалась на приманку этой розетки. На мостах, кстати, тоже встречаются такие украшения, но они там закреплены как часть архтитектуры. А здесь этот элемент был как бы вынут из архитектурной неподвижности и свободно вращался, приглашая к разглядыванию себя со всех сторон. Фотографирование было конструктивным моментом: интересно было ловить световые эффекты, стоя на разных позициях по отношению к солнцу и розетке на том и на другом берегу. Большое значение имело и расстояние до розетки. С близкого расстояния можно было рассмотреть её орнамент, издалека же она превращалась в белую точку над водой. Психологически обостренной оказалась позиция фотосъёмки розетки с вершины моста сквозь металлические прутья. Видимо, здесь смешивался страх высоты с приятным созерцанием сверкающего белого диска под ногами. Любопытно, что розетка и  её отражение в воде выглядили как цифра 8, и это придавало комический оттенок событию, так как было восьмое марта, женский праздник. Но если посмотреть на эту акцию более серьёзно, то, мне кажется, она вполне соответствует некоторым эстетическим установкам начала 90-х годов. Конструктивный слой является здесь только фоном для репрезентации автономных орнаментальных элементов.

 

А:  Однако важен и конструктивный слой. Лично мне эта работа представляется реагированием на такие акции КД как "Фонарь" и  "Темное место". С "Фонарем" в семантическом смысле здесь возникают весьма труднообъяснимые ассоциации, хотя конструктивно вещь очень похожа и даже сам объект имеет отношение к "фонарности", светильнику. Но если в "Фонаре" мы вывесили сам источник света, то здесь- элемент оформления светильника, но довольно далеко отстоящий от него и углубленный в "украшательство" до такой степени, что он равным образом украшает и сам светильник, и место его крепления на потолке. Скорее всего это можно назвать экспозиционным элементом в ракурсе "Фонаря", который был "спущен" на уровень демонстрационности.

Большое значение здесь имеет и самодостаточная "пышность" как эстетическая категория. Вероятно, именно она здесь и демонстрируется в первую очередь.

 

Москва, р. Яуза в районе Лосиного острова

8. 3. 1991.

А. Монастырский, С. Хэнсген. 

bottom of page