top of page
РЕПОРТАЖ ПАНИТКОВА, ЗАПИСАННЫЙ ИМ НА МАГНИТОФОН ВО ВРЕМЯ АКЦИИ “ОТКРЫВАНИЕ”

Так, начинаю листать тетрадь и комментировать… Тетрадь представляет собой папку из черной бумаги, прошитую блестящими гвоздиками из желтого металла… На титуле написано: “Открывание ( Н. Паниткову )”… Здесь я поставил название акции, запись которой звучала из магнитофона в момент открывания тетради. Это акция “Выстрел”… Далее идет лист черной бумаги… Потом изображение бодхисаттвы. Бодхисаттва Махавайрочана. Это- по тибетской традиции, по японской- Дайничи… Амака Бирушану- это я не знаю, кто такой… Так… Это, очевидно, ксерокс, снятый с китайской гравюры скорее всего 19 века. Бодхисаттва сидит в позе лотоса, сложив руки на ступнях ног. Как называется эта мудра, я не знаю. В очень богатом головном уборе, в украшениях, на лотосе, в огненном пламени всепожирающей мудрости. Следующая страница (нрзб)… Будда узнается по облачению аскета, т.е. с непокрытой головой, с прической ушниши и в бедном одеянии. В позе лотоса (шум ветра, нрзб)… .

На следующей странице изображена Праджняпарамита. Женская ипостась, трехглазая, шестирукая в виде бодхисаттвы. Японское, очевидно, название- дханихарамицу. Да, значит, это с японских гравюр сделано… Дальше идет… Здесь изображены четыре бодхисаттвы (нрзб)… красивые бодхисаттвы такие. Три из них сидят на цветках лотоса… держащие различные атрибуты… редкие изображения… (нрзб)… летающая дева… (нрзб)… Агни, Варуна, Ваир и… это индийские божества, введенные в буддийский пантеон… части торсов расположены по углам… Агни… Теперь идут атрибуты. Ваджрачина… (нрзб)… Кандра Агни… Ваджрапада… Описывать это довольно сложно… Далее идут опять… ваджра… атрибуты…

Последняя страница. Написано: “Просмотрено у ангаров, число, месяц, год…”. Полетела инструкция! Замечательно!… “Возвращено в зоне, откуда не вижны ангары, час, минуты”. Значит, это надо сохранить, я думаю.

 

 

РАССКАЗ ПАНИТКОВА (записанный на магнитофон в машине сразу после акции “Открывание”)

Когда только мы приехали на машине и вступили на непроторенную снежную тропу, сразу у меня возникло желание все это комментировать, но в третьем лице. В момент, когда я уже начал выполнять инструкцию, то как-то все приобрело приятный такой флер. Потому что яблоко, конечно, было очень эстетично… Но вот это продвижение от дороги до места, где вы установили штатив- это все, конечно, мучительно было и не хотелось отождествляться с этим персонажем. Но этого мучения было достаточно, чтобы перевести сознание в другую плоскость, где как бы уже все как в какой-нибудь восточной практике: глубокое дыхание очищает сознание, уходят заботы… Ну, здесь это безусловно, поскольку тяжелый путь, одышка, все улетучилось и всего осталось ровно столько, чтобы перевести сознание в состояние покоя- относительного, конечно,- принять все дальнейшее со смирением и обращать внимание на то, что реально происходит вокруг.

И вот первая реальная вещь, которая вывела меня в область эстетического- это желтое яблоко, оно было эстетически активное на белом снегу, немножко с оттенком пошлости, конечно, зато не надо было все по тонкому обсасывать, это было ярко, пошло и направляло на какие-нибудь “яблоки на снегу”…

Путешествие к месту, к ангарам, было довольно увлекательным, тяжеловато немного, но поскольку все время ожидаешь- когда же появятся эти крыши… И когда они все не появляются, и вот такой проскок… И кидание яблока тоже забавное переживание: какой оно оставит след, то упадет и совсем не погрузится в снег, то зароется. Буквально на долю секунды возникли магические реминисценции, но потом они были полностью сняты, потому что все так ясно, понятно, область эта проработана, ничего сакрального нет- чисто эстетическое занятие.

Ангары неожиданно вдруг возникли- тоже такое вдруг поражение. А перед ангарами, вдоль вот этой линии столбов, там, в конце, очень аккуратная, картинная ель, абсолютно симметричная- как вот дети рисуют. Большая елка красоты и симметрии необыкновенной. Вот на нее я внимание обратил. Потом то место, где было выкопано болото, кажется, какая-то яма… Перед ангарами, метров за 200 до них, хороший аккуратный забор из колючей проволоки. Но я не дошел до этого забора метров 50. Движения в ангарах никакого не было, ни собак, ничего, поэтому спокойно было. Иначе бы раздражало- люди бы на тебя уставились: человек какое-то яблоко кидает и идет. Как-то не хотелось травмировать психику окружающих.

Потом я прочитал инструкцию и стал ее тупо выполнять. Приятное переживание было связано еще с тем, что все-таки материал, который я обнаружил внутри этой тетради мне был более-менее знаком и для меня любопытен. Буддийский пантеон, причем, в основном, периферийный, эти на самом деле малознакомые божества. Интересно, что если я кого-то там узнавал, то в этой японской традиции он присутствовал с другими атрибутами, нежели в тибетской традиции.

Ну, я все полистал, все аккуратно выполнил. яблоко я выкинул в конце, потому что оно нужно было мне как инструментарий: дело в том, что порывы ветра уносили инструкцию и альбом, поэтому я все это придавил яблоком. Я его сначала разобрал на три части. Хотел четвертую часть вынуть, но не смог. А потом я его разбросал на три стороны: направо, налево и вперед. Дальше я все аккуратно сложил и пошел назад.

bottom of page