Коллективные действия
РАССКАЗ С. РОМАШКО
ОБ АКЦИИ “ДЕСЯТАЯ ТЕТРАДЬ”
Акция эта была для меня примечательной сразу в нескольких отношениях. Во-первых, это была первая акция после долгого (несколько лет) перерыва. Во-вторых- первая акция в Германии. В-третьих- первая акция с инструкцией по-немецки (что усиливало ее “немецкость”). И потом, было невероятно (по немецким масштабам) холодно: ночь накануне была чуть ли ни самой холодной в этом веке для западной части Германии.
Все началось довольно нормально- ни начальная инструкция, ни видеокамера не были для меня чем-то принципиально новым, так что я довольно легко и быстро нашел избушку, скамейку и корягу, установил камеру и начал действовать. , установил камеру и начал действовать. Нашел тетрадь, открыл первую страницу, по ней нашел коробку на лестнице, ведущей в подвал. До этого момента все было нормально: я хотя и не понимал, что именно могут означать в общем контексте эти действия, но чисто механически все шло гладко. Дальше произошел сбой, который изменил и запланированный ход акции, и мою ситуацию. Я случайно пролистнул одну страницу в тетради (пальцы от холода скрючило, да и прикрепленная скрепками фотография утяжелила ту страницу, на которой открылась тетрадь). И я сразу оказался в ситуации распавшихся ориентиров: требование отвязать от дерева веревку и положить ее в коробку было непонятно не в эстетическом, а элементарно-механическом смысле, поскольку никакой веревки ни на каком дереве я не видел. Подлый компьютерный старик смотрел на меня со страницы тетради, и я был как человек, пытающийся справиться с компьютером, о программе которого он не имеет ни малейшего представления.
В довершение ко всему в критический момент появился лесник, которого, похоже, заинтересовало, что это за человек слоняется непонятно зачем вокруг да около. В общем, ситуация дурацкая. Я решил продолжать акцию, надеясь, что дальше ситуация прояснится. Однако дальше все пошло снова нормально, что меня еще более озадачило. Окончив съемку у избушки, я уже пошел было под мост (что и надо было сделать по последней инструкции), но потом решил все же открыть коробку и посмотреть, что в ней (а вдруг никакой веревки вовсе и не было, и в этом-то все и дело- почему бы и нет?). Увидев в коробке веревку, которую по инструкции я должен был туда положить, я сначала несколько растерялся, но затем стал снова перелистывать тетрадь и обнаружил пропущенную страницу. Мне все сразу стало ясно (в механическом смысле) и я пошел назад, чтобы выполнить пропущенное действие и заснять его. С одной стороны, я был рад, что отыскал разгадку всем непонятностям, с другой стороны- огорчен, что не получилось сделать все так, как было запланировано.
После этого я отправился к последней точке, где надо было оставить тетрадь и закончить съемку. Поскольку сильное напряжение, в котором я был до того, спало, я заканчивал акцию в несколько расслабленном и огорченном состоянии. На склоне, куда я должен был положить тетрадь, совсем рядом, лежал мертвый серый заяц. Такой несколько печальный финал с “бойсовским” акцентом вполне подходил к моему состоянию.