Коллективные действия
АМ. Комментарий к акции ДВА ЛОЗУНГА,
часть 1, посв. В. Сорокину
Литературная линия акции ("осыпавшийся текст" с красного "лозунга", его пустота, свобода от текста): 1 - Достоевский "Дядюшкин сон" (я всем участникам сказал перед акцией: если спросят, что вы тут делаете, сказать, что снимаем сериал по Достоевскому, по произведению "Дядюшкин сон") , 2 - посвящение В. Сорокину по причине наличия на пустом полотнище "лозунга" белого квадрата (недавно вышел одноименный сборник рассказов Сорокина; белый квадрат на красной ткани можно толковать и как огромную точку или букву "О" - 16, "Вольность" по И цзину, по которому в конце акции на смартфоне, стоя над Песчанкой, мы гадали, кому достанутся 3 листа с пейзажами). И 3 эпизод - у деревенского дома, где мои родители снимали дачу в 1962 году, когда мне было 12 лет, я вдруг сказал всем участникам акции: "Образуйте амфитеатр!", и потом искусственным дурным голосом конферансье, как из плохой комедии, вампуки, рассказал, совершенно не в контексте только что прошедшей акции, эпизод про Петра Ивановича Бобчинского из "Ревизора" Гоголя, о том, как ПИБ попросил Хлестакова:
"Бобчинский. Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский.
Хлестаков. Очень хорошо.
Бобчинский. Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский".
Если вдуматься в эту странную просьбу, то обнаруживается, что Бобчинский в речевом выражении как бы пишет на труднодоступном месте какой-нибудь архитектурной достопримечательности фразу "Здесь был Петр, 1835", как это всегда делали многие туристы, не обремененные культурными кодами и образованием.
Наверняка мне пришел в голову этот эпизод из "Ревизора" именно у того дома (как инспиратора) на улице деревни Антипино Сергиево-посадского района по той причине, что когда я в нем жил примерно в 1962 году, я тоже, как и Бобчинский в комедии Гоголя, вырезал "для вечности" перочинным ножиком на столбе террасы этого дома три буквы: САВ, что значило "Сумнин Андрей Викторович" (мое ФИО).
Речевое самоутверждение своего имени у Бобчинского в "Ревизоре" и визуальное самоутверждение в начертании трех букв на столбе у меня, это одна и та же сказочная тема "Здесь жил-был....".
Итак, есть основания полагать, что слова и буквы, которые как бы "осыпались" с красного и пустого полотнища лозунга, разложенного на Песчанке, сами по себе хаотическим образом сложились в эти три "литературных" эпизода, совершенно не связанных с атмосферой, аурой и сюжетом акции: Достоевский (Дядюшкин сон), Сорокин (Белый квадрат), Гоголь (Ревизор). Причем сюжет с Ревизором по форме получился как бы в эстетике А. Бренера, когда всем становится неловко ("Ну ты и пёрнул!", как говорится в таких случаях).
Но с другой стороны, как мы это обсудили сразу после акции с Д. Новгородовой, эта неожиданная и невозможная "литературная линия" как бы выводит нас всех дзенским способом из "элитартности" (из "интеллектуального кабаре" по слову Н. Алексеева) ситуации акций КД вообще, выводит именно через бред, вампуку, "плохую комедию", от которой - ("Образуйте амфитеатр!") - всем участникам становится стыдно, неловко. "Осыпавшийся текст" пустого красного лозунга создал такой дикий контраст не к линии самой акции, а к пространству и времени ее проведения, как бы параллельную дзен-линию, которую никак нельзя понять, а только пересказать. Причем все эти три эпизода (кроме посвящения Сорокину) придумались как импровизации по ходу акции - точнее, перед ней (Дядюшкин сон) и сразу после нее (Петр Иванович Бобчинский).
Инспиратором "сериала по Дядюшкину сну", о чем мы должны были бы заявить в случае чего интересующимся посторонним людям, скорее всего послужила ДОЛИНА ЛЭП, пространство, объём и даль которой чем-то напоминают сновиденческие:
30.04. 2018
2-3.10 2019