Коллективные действия
СУБВЕРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ:
Искусство в условиях политических репрессий
60-е - 80-е / Южная Америка / Европа
30 мая - 2 августа 2009
Идея и концепция:
Ирис Дресслер, Ханс Д. Христ
Вюрттембергский Кунстферайн Штуттгарт
https://www.wkv-stuttgart.de/en/program/2009/exhibitions/subversive/
Коллективные действия: Поездки за город 1976 – 2009
Куратор: Сабина Хэнсген
Инсталляция как диаграмма
24 цифровых фотографии документации (пронумерованных)
16 цифровых отпечатка спутниковых карт (пронумерованных)
4 планшета с названиями всех акций "Поездок за город" (по-немецки и по-русски)
24 текста с описаниями акций в коробке (по-немецки и по-русски, пронумерованы)
2 видео, 1 веб-презентация (https://conceptualism.letov.ru)
Перформансы группы «Коллективные действия» играли значительную роль в
формировании альтернативного пространства коммуникации в русско–советской
культуре позднего коммунизма. Они способствовали самоорганизации
художественной субкультуры за пределами государственной культуры, доступ к
которой контролировался строгой цензурой.
По отношению к риторике власти, свойственной официальным политическим
ритуалам, совершавшимся в помпезном архитектурном пространстве столицы,
«Коллективные действия» имели иронический эффект. Общим сюжетом «поездок
за город», начиная с 1976 года, является совместное путешествие группы
участников в окрестности Москвы – обычно на пустое поле, т.е., из семиотически
насыщенного пространства города в «пустое» пространство природы. Нетронутое
снежное поле часто становится сценой для минималистических действий,
тематизирующих элементарные пространственно–временные структуры
восприятия и своей загадочностью провоцирующих спектр различных
интерпретаций. Продолжая традицию супрематизма Казимира Малевича, белых
картин Ильи Кабакова или «поляны» Хайдеггера, белое поле представляет собой
пространство демонстрации для организаторов и пространство восприятия и
рефлексии для зрителей–участников.
Исследование окружающей идеологической культуры текстов, манифестов и
лозунгов однако у «Коллективных действий» не исчерпывается
непосредственным восприятием. Ситуативный жест «переживания» является
новым импульсом в бесконечной интерпретационной спирали, в которой
ситуация и документация порождают друг друга все снова и снова.
«Инсталляция как диаграмма» позволяет зрителям подробно изучать
разнообразные документационные материалы (описательные тексты, рассказы,
теоретические комментарии, обсуждения, рисунки, фотографии, видео) как
сложную сеть взаимоотношений и превращает их в участников в процессе
реконструкции акционного события.
Открывая «планетарную» перспективу посредством новых сателлитных
изображений, на которых маркированы те места, где за последние более чем
тридцать лет происходили «Коллективные действия», художественная рефлексия
идеологии и власти в позднем коммунизме распространяется на современные
процессы глобализации.
(Сабина Хэнсген)