Collective actions
Ю. Лейдерман. ОБ АКЦИИ "4 ЛОЗУНГА: МЕЙЛЫ"
Итак, первое, о чем нас уведомляют – "здесь нет ничего из того, что я сделал". Есть, впрочем, фрагменты обсуждения того, что было сделано (или не сделано?) где-то "не здесь" – оформленные как "лозунги КД". Мы прогуливаемся в весеннем лесу и вывешиваем их. Эти обсуждения – своего рода дискурсивный мусор, шлак, сомнения, сопровождающие работу художника: а если акрилом? или лучше фломастером?... Дуновение биографического "факта", со всей его экспрессией, личной метафорикой, неотчетливой нервической полемикой. Как следует понимать выражение "давиться собственными яйцами"? Стихия неставшего, недовоплощенного – притягательная как пробуждающийся весенний лес, замусоренная как подмосковный весенний лес.
Извечный вопрос – где "делается" то, что делается, где его "здесь"? В каком ракурсе мы можем считать произведение "сделанным" или "не сделанным"? Скажем, обсуждение работы – можно ли считать его "деланьем"? Умным, или безрассудным, или дурацким? Демонстрация этого обсуждения – придает ли она творческому процессу больший вес или, напротив, принижает его в кокетство?
Какая дистанция (она же неискренность, отчасти свойственная любому художественному жесту) необходима, чтобы обозначить "сделанное", а какая (чрезмерная или недостаточная) – грозит опрокинуть все ("честно") задуманное в мусор, валежник, междусобойчик, когда всего лишь спотыкаешься или "хихикать хочется"? (Это ее, эту меру дистанции пытались определить Монастырский и Ромашко, так сказать, "опытным путем", крутясь с лозунгом на вершине холма?) Что лучше, сделать "минимально и культурненько" или "отстреляться" как хочется, "три в одном", зато потом не "давиться яйцами" в угрызениях о непроисшедшем?
Однако рано или поздно такого рода раздумья все равно упираются в технику, "техне" – "нужна кисть среднего размера, чтобы в три-четыре приема закрасить ему рожу акрилом ярко-лимонного цвета". (Рожу закрашивали, кстати, бюстику противоречивого даосско-тоталитарного, людоедского Мао).
И еще не стоит забывать, что это всего лишь прогулка. Для каждого своя и для всех одинаковая – на исходе апреля, от лозунга к лозунгу через валежник жизни.
Этакая творческая прогулка – в зависающем, неотчетливом, угловом схождении творческих сомнений и весенней дымки. Именно то схождение, которое всегда дает надежду на какое-то "здесь".
3.05. 2018, Москва