Collective actions
Индивидуальные работы членов группы
“Коллективные действия”. 2 том ПЗГ
Андрей Монастырский
МОТАЛКА. (1981)
Объект представляет собой две черных плотных картонки (16 х 5,5 и 16 х 4 см), одна из которых обмотана толстым слоем черных ниток, а на другой - более узкой - с обеих сторон наклеены бумажки с инструкциями. На лицевой стороне написано: “Несколько слов, имеющих отношение к этому тексту смотри на другой картонке, предварительно перемотав нить с той картонки на эту”.
На оборотной стороне написано: “Прежде, чем начать равномерно наматывать нитку на эту картонку напишите здесь свою фамилию и дату перемотки: __________ _____________”.
число фамилия
Участник акции, перемотав нить (перемотка в среднем занимает 20 минут), находит на другой картонке точно такие же надписи, как и на той картонке, на которую он перемотал нитку. В случае, если данным экземпляром “Моталки” уже пользовались, он обнаруживает фамилию того человека, который перемотал нить с узкой картонки на широкую. Разница в размерах картонок сделана для того, чтобы снизить до минимума подозрение участника в том, что он найдет на другой картонке аналогичную надпись.
ДУТЬ СЮДА. (1983)
Объект представляет собой небольшую вытянутую черную коробу, на лицевой стороне которой- в верхней части- надпись “ДУТЬ СЮДА”. В нижней части укреплена металлическая трубочка желтого цвета. Если участник акции догадается дунуть туда, куда написано, то объект падает и на дне коробки обнаруживается этикетка с названием объекта: “А.М. Э.П. №11 “Дуть сюда”. Москва, 1983г.”
Объект устанавливается на черной поверхности, перед ним надпись “Руками не трогать”. Под дном коробки, на подиуме надпись: “Поставить на место”, которая обнаруживается после падения коробки.
КЕПКА (1983)
Объект представляет собой серую матерчатую кепку с тряпичной пуговицей на ее макушке. К пуговице приделана полоска бумаги с надписью “ПОДНЯТЬ”. Кепка должна лежать на столе или лучше - на скульптурной тумбе. Когда зритель поднимает кепку (за пуговицу) под ней обнаруживается надпись (на бумажном листе): “ПОЛОЖИТЬ МОЖНО, ПОНЯТЬ НЕЛЬЗЯ”.
ЛИНИЯ (1983)
В отличие от всех предшествующих объектов “Э.П.”, “Линия” представляет собой своего рода “акцию”, вернее систему координат, в которой - в результате акции “Линия” - была прочерчена красным фломастером линия: момент ее нанесения на картон (1 марта, 13 час. 18 мин.) являлся моментом “Элементарной поэзии”.
Сама акция “Линия” состояла в том, что двум участникам в начале улицы Кондратюка (на разных тротуарах) автором были вручены конверты, инструкции на которых предлагали одному участнику (Кизевальтеру) двигаться по левому тротуару, смотря только влево и отсчитывая 300 шагов. После того, как он отсчитает 300 шагов, ему необходимо посмотреть направо, на правый тротуар улицы и, обнаружив второго участника, пересечь улицу и подойти к нему. Аналогичная инструкция была на конверте второго участника (Ромашко), но ему предлагалось идти по правому тротуару и смотреть только направо. Ясно, что один из них должен был пройти свой маршрут быстрее другого (т.е. вероятнее всего), что и случилось: Ромашко первым отсчитал свои 300 шагов и подошел к Кизевальтеру, перейдя улицу. Вскрыв конверты, они обнаружили в них по одинаковой картонке, где была нанесена схема их продвижения по улице и гипотетически были намечены направления пересечения улицы пучком карандашных линий. На картонках были наклеены инструкции, в которых предлагалось тому из участников, кто пересек улицу, обвести красным фломастером (прочертить) на своей картонке карандашную линию, которая наиболее точно совпадала с реальным направлением (углом) пересечения улицы, что Ромашко и сделал.
КОММЕНТАРИЙ
Объекты “Моталка”, “Дуть сюда, “Кепка”, “Линия”, продолжающие серию “Элементарной поэзии”, являются не столько предметами, сами по себе имеющими эстетическую ценность, а скорее знаками, указывающими на языковое пространство, в котором подобные работы могут существовать как достаточные для организации художественного (поэтического ) события.
Функция этих работ прежде всего состоит в раздвижении границ текста, границ художественного пространства в ту сторону, где мир, понятый как картина, смыкается с миром, данным нам как реальность. Непосредственно к сфере искусства как такового они принадлежат только одной своей половиной, причем - как это ни парадоксально - именно той своей частью, которую невозможно до конца проанализировать, осознать, которая положительно непонятна для зрителя. Если зритель находит в них зацепку для размышления, для переживания, если в них есть какая-то неопределенная новость, тогда они работают, если же этого нет и они целиком поглощены, академизированы предшествующим им художественным пространством, то ценность их невелика. Если при обращении с ними возникает вопрос “Что это такое? Я не совсем понимаю в чем тут дело” - или лучше всего: “наконец-то я не понимаю, что это такое” - тогда хорошо, тогда они срабатывают как надо.
Можно говорить о метафактуре этого положительного “непонимания” как о стиле художника (поэта). В представленных объектах предпочитается мягкая, не раздражающая фактура этого положительного “непонимания”, не эпатирующая зрителя.
“Моталка” организует чистое время перемотки как предмет содержания акции “Моталка”. “Дуть сюда” - падение предмета, “Кепка” эстетизирует “поднимание”, “Линия” - момент “прочерчивания”, нанесения знака на поверхность.
“Падение”, “Перемотка”, “Поднимание”, “Прочерчивание”, как становится очевидным при контакте с объектами, их организующими, закоординированы в определенном мини-хронотопном (по отношению к метафактуре) пространстве, которое является средой, фоном, формой, рамой или даже можно сказать - путем к конкретности данного явления (“падение” и т.д.).
Здесь это чисто поэтические события, но как бы разметафоризованные “с другого конца”. Так, можно написать стихотворение о “падении” или о “времени”, насытив из экзистенцией, ламентациями, ностальгией и т.п., но можно - как в данном случае - организовать с помощью инструктированных объектов-акций и концептуальной традиции эстетики “фонов” само “падение” (“Дуть сюда”) и само “время” (“Моталка”).
А.М. 1983 г.
Т Р И
Николай Панитков
ЯМА (1981)
Участникам акции, каждому отдельно, было предложено выполнить инструкции, написанные на деревянных щитках, зарытых последовательно один за другим в землю (через 30-40 см один от другого). После выполнения предписания участник должен был подвести к месту действия следующего участника и присоединиться к группе лиц, уже осуществивших действие (текст инструкции см. ниже).
Последняя таблица заканчивалась указанием засыпать яму. На оборотных сторонах каждого щитка были написаны имена участников с условным обозначением основных событий, происшедших во время поездки от Москвы к месту действия (около 700 км).
Инструкции:
1. Копать до получения дальнейших инструкций (отложить, не переворачивая).
2. Вынуть эту таблицу, перевернуть и положить рядом с ямой. На ее место положить предыдущую таблицу. Полученное устное указание передать следующему участнику.
3. =2.
4. =2.
5. Вынуть эту таблицу, перевернуть и положить рядом с ямой. Яму закопать, а таблицу №1 перевернуть и положить рядом с ней.
Костромская обл.,
деревня “Погорелово”
2 мая 1981 года
Георгий Кизевальтер
ТРИ ГАМАКА (1981)
Три гамака (см. фото) были повешены в различных местах леса около пос. Черноголовка. Один гамак был немедленно порван неизвестным, остальные остались висеть.
Размер гамаков - 2 х 1,2 м.
22 августа 1981 г.
Московская обл.,
пос. гор. типа Черноголовка.
Никита Алексеев
ВСЕ БЛИЖЕ (1982)
В роще в районе Орехово-Борисово между деревьями было повешено зеленое шелковое полотнище размером 3 х 3 м с надписью красными буквами “ВСЕ БЛИЖЕ”.
Москва
Май 1982 г.