top of page

87. РЫБАК

описательный текст 1:

На два магнитофона АМ и НП был записан диалог таким образом, что при одновременном прослушивании пленок соблюдалась последовательность реплик: при звучании одного магнитофона второй «молчал» - и наоборот. Затем во время акции на заснеженном поле эти два магнитофона, включенные на воспроизведение диалога, были протянуты на санках через поле навстречу друг другу перед группой зрителей. Организаторы, которые тянули длинные веревки (длина поля- 400 м.) с магнитофонами на санках, находились в лесу справа и слева от зрителей. Одни санки были синего цвета и ехали слева направо через поле (относительно зрителей). Чуть ближе к зрителям проезжали красные санки (справа налево) параллельно синим. Расстояние от зрителей до линии проезда ближних санок прибл. 10 м. (до дальних- 15-17 м.). Затем зрителям были розданы куски двух пленок, использованных в акции, в качестве фактографии. Кроме того, далеко за линией проезда санок, в поле перед зрителями и невидимая для них стояла керамическая фигурка рыбака, оставленная на месте действия после ухода зрителей и организаторов с поля.

 

Моск. обл., Лосиный остров (за МКАД), возле дер. Абрамцево

20. 3. 2000

А. Монастырский, Н. Панитков, С. Ромашко, Е. Елагина, М. Константинова,
И. Макаревич.

Ю. Лейдерман, Е. Лукьянова, О. Алимпиева, В. Алимпиев, В. Мироненко,
Перцы (2), М. Чуйкова, С. Загний, Ю. Семенов, П. Пепперштейн, И. Бакштейн, М. Рыклин, А. Альчук, В. Сорокин, Е. Бобринская, Ю. Овчинникова.

описательный текст 2:

Акция состояла из двух частей. Первая часть происходила в квартире А. М. (без зрителей) 28 февраля 2000 года. В течение 40 минут А. М. и Н. П. записывали на два магнитофона свой диалог, представляющий собой обсуждение плана акции «Рыбак», предложенный Монастырским. Панитков ничего не знал заранее об этом плане и по ходу рассказа А. М. о предполагаемом сюжете вносил в него те или иные изменения и дополнения, которые и обсуждались во время диалога. Запись производилась следующим образом. Во время реплик Монастырского Панитков ставил свой магнитофон в режим «воспроизведение», а Монастырский свой магнитофон в режим «запись». И наоборот, когда говорил Панитков, Монастырский переключал свой магнитофон на «воспроизведение», а Панитков- на «запись». Таким образом были записаны две пленки, на одной из которых- только реплики Монастырского с такими паузами между ними, которые соответствовали длительности высказываний Паниткова, а на другой- только реплики Паниткова с паузами, соответствующими длительности высказываний Монастырского. После таким способом записанного обсуждения плана акции «Рыбак» А. М. и Н. П. прослушали фонограммы с двух магнитофонов. Однако из-за того, что магнитофоны были разные (и, кроме того, невозможно было соблюсти абсолютную временную точность при переходе из одного режима в другой- из «записи» через «стоп» на «воспроизведение» и наоборот) синхронность реплик и пауз относительно друг друга была нарушена: высказывания часто накладывались друг на друга и т.п. Было решено синхронизировать эти две пленки с помощью компьютера, что и было сделано через несколько дней С. Загнием в программе Cool Edit. После дигитализации и синхронизации треки были вновь выведены на аналоговые носители, которые (в виде кассет с пленками) и использовались во второй, полевой части акции «Рыбак» (со зрителями), состоявшейся 20 марта 2000 года.

Перед приходом зрителей (17 человек) к месту действия, поперек заснеженного поля- от одной стены леса, окружающего поле, до другой- организаторы акции проложили по снегу два тонких белых шнура параллельно друг другу (длина шнуров- приблизительно 400 метров, расстояние между ними- 6-8 метров). К концу одного шнура, у леса справа от предполагаемой позиции зрителей были привязаны красные пластмассовые санки, к концу другого шнура- у леса слева- синие пластмассовые санки. Затем организаторы акции вернулись к исходной (зрительской) позиции (т.е. приблизительно в центр поля и на расстояние 6-8 метров от ближнего шнура) и с магнитофонами в руках стали ждать прихода зрителей. Когда приехавшие на машинах зрители прошли по заснеженному полю приблизительно половину пути до места действия (общая длина которого составляла примерно 300-350 метров), Панитков и Монастырский одновременно включили свои магнитофоны на воспроизведение (у Паниткова была пленка с репликами А. М., у Монастырского- с репликами Н. П.) и начали расходиться в разные стороны: Панитков налево (с точки зрения зрителей) к лесу, где находились синие санки, Монастырский- направо к лесу, где находились красные санки. Положив включенные магнитофоны на санки, Панитков (с помощью М. Константиновой) и Монастырский (с помощью С. Ромашко) стали медленно подтягивать к себе санки с магнитофонами за шнуры. Таким образом санки с магнитофонами проехали по заснеженному полю перед зрителями: сначала санки ехали навстречу друг другу (красные санки- справа и ближе к зрителям, синие- слева, параллельно красным и несколько дальше от зрителей), затем, проехав точку оптического «пересечения» (но не точно напротив зрителей, а несколько в стороне), санки стали разъезжаться, пока не исчезли в зоне невидимости- красные санки- слева от зрителей, синие- справа. Движение санок с магнитофонами по полю длилось около 10 минут. Так как сектор слышимости был достаточно узок (из-за расстояния, ветра и т.д.), зрители смогли услышать не более одной-двух реплик диалога А. М. и Н. П., когда санки проезжали недалеко от них (т.е. из 40 минут диалога в «полевой» части акции использовались только 10, причем значительно большая часть этих 10 минут воспроизводилась в «зоне неслышимости» акции- справа и слева от зрителей).

После того, как Панитков подтянул к себе красные санки с магнитофоном, где находилась пленка с его высказываниями, он снял магнитофон с санок, выключил его, вынул кассету, разобрал ее и пошел к зрителям (в сопровождении М. К.), на ходу разматывая пленку с разобранной кассеты. То же самое проделали и Монастырский с Ромашко с синими санками, магнитофоном и пленкой с высказываниями А. М.

Приблизившись к зрителям с пленками в виде развевающихся на ветру лент, организаторы акции разрезали пленки на 17 кусков (по числу зрителей), положили их в маленькие прозрачные полиэтиленовые пакеты и раздали зрителям в качестве фактографии акции. В эти же пакеты были вложены фактографические этикетки акции, представляющие собой прямоугольные картонки (4,5 х 8,5 см.), на одной стороне которых был помещен текст «КД. Рыбак. 20. 3. 2000. Лосиный остров, Абрамцево», на другой стороне- цветное принтерное изображение керамической фигурки китайского «Рыбака» (по известному классического сюжету).

Затем зрителям было предложено посмотреть в бинокль на саму эту фигурку, которая до начала акции была установлена на поле в снегу приблизительно напротив позиции зрителей- на расстоянии 80-100 метров от них, за линией движения санок (высота керамической фигурки- 20 см.; невооруженным глазом ее нельзя было рассмотреть с той позиции, где находились зрители). Фигурка была оставлена на поле после ухода зрителей и организаторов с места действия. (Эта же фигурка использовалась и в первой части акции, во время записи диалога Н. П. и А. М.: она стояла на столе между магнитофонами.)

 

А. Монастырский, Н. Панитков, С. Ромашко, Е. Елагина,

М. Константинова, И. Макаревич.

20 марта 2000 года

Моск. обл, Лосиный остров (за МКАД), возле дер. Абрамцево.

bottom of page